В Третьяковской галерее, среди работ эпохи соцреализма, есть одна знаменитая картина звезды эпохи Герасимова, которую народ припечатал на века названием «Два вождя после дождя».
Не то, чтобы обидно, но с иронией Потому что вообще, она, конечно, называется «И.В. Сталин и K. E. Ворошилов в Кремле». Но если посмотреть внимательно - то там на самом деле вожди прогуливаются после прошедшего дождя.
Картина, кстати, в свое время демонстрировалась на выставках не только в России, но и в Америке. Герасимов за нее получил Сталинскую премию первой степени. Он вообще за многие свои соцреалистичные портреты вождей и его соратников премии получил и даже президентом Академии художеств СССР стал.
А потом началась борьба с культом личности по всем направлениям, в том числе и с картинами. И «Два вождя» попали в опалу. Я не могу сказать точно, убрали ли эту картину в Третьяковке в запасники в годы правления Хрущева - сейчас она висит в зале вместе с «Незабываемой встречей» и «Первой конной армией». Но повторение этой работы он совершенно точно замазывал, нарисовав в 1959 году поверх вождей стадо колхозных коров - картину «Колхозное стадо». Этот палимпсест сохранился до нашего времени. Ее продали в Европу, а новые владельцы отдали картину на исследование, выявившее, что стадо коров нарисовано поверх чего то другого. Когда сняли верхний красочный слой - там появились Сталин и Ворошилов, на которых теперь снизу смотрит доярка и её коровы.
Не менее интересно и то, куда так вдохновенно смотрят вожди. Знатоки Москвы, проанализировав картину, пришли к выводу, что смотрят Сталин и Ворошилов ни на что иное, как на строительство Дворца Советов. Как раз в то время, когда парочка могла прогуливаться в том месте, то есть когда велась работа над картиной, строители занимались фундаментом будущего грандиозного здания. Но дальше фундамента в строительстве Дворца Советов дело так и не пошло.
Кстати, почему именно Ворошилов, а не Молотов, например, попал на эту картину? Да просто потому что Герасимов дружил с Ворошиловым и его семьей и написал много портретов своего приятеля, который, к слову, еще и познакомил его со Сталиным.
Вот такие интересные моменты есть у одной из самых известных картин эпохи соцреализма.