Найти в Дзене
Совсем другая история

Король и его выставка бывших врагов

Фердинанду нравилось трапезничать в их компании. А что? Выглядели почти как живые, в споры не вступали. А слуги от этого зрелища только по первой в обморок падали. Потом ничего, привыкали.
Фердинанд (Ферранте) Неаполитанский
Фердинанд (Ферранте) Неаполитанский

Фердинанд Неаполитанский стал королём неожиданно для всех - даже для себя. Конечно, он знал, что его отец - Альфонсо V из династии Трастамара. Проблема крылась в личности матери - крёщеная каталонская еврейка по имени Жиралдона Карлино была всего лишь одной из фавориток короля, к тому же совершенно незнатного происхождения. Перспектив к престолонаследию - никаких.

Сыновей от официального брака с принцессой Марией Кастильской у Альфонсо не было. Так что пока король лежал на смертном одре, Рим уже потирал ручки в предвкушении. Стоило Альфонсо испустить последний вздох, как папа Каликст III тут же объявил - Арагонская династия прервана, Неаполь становится феодальным владением церкви...

Но тут открылся сюрприз. Оказалось, что король оставил завещание, в котором передал власть незаконнорожденному 35-летнему сыну Фердинанду. Скандал! Блистательный двор в шоке (ужас, безродный выскочка на троне), церковь в шоке (сколько земли и денег уплывает из-под носа). Ну, с церковью Фердинанду выяснять отношения не пришлось - через несколько месяцев Каликст III покинул земную юдоль. Новый папа Пий II благоразумно предпочёл не связываться и признал власть короля легитимной. А вот с недовольным дворянством Фердинанд разбирался ещё несколько лет.

И в процессе обзавёлся крайне оригинальным увлечением.

Фердинанд (Ферранте) Неаполитанский
Фердинанд (Ферранте) Неаполитанский

Итальянский учёный Паоло Джовио в "Истории моего времени" писал, что больше всего на свете Фердинанду нравилось лицезреть поверженного врага. К его, Фердинандову, сожалению, долго наслаждаться не получалось - необходимость этих самых врагов xopoнить всё портила. И тогда он придумал решение.

Ко двору пригласили двух опытных таксидермистов из Болоньи. К великому изумлению "чучельников", вместо зверюшек и птичек к ним начали поставлять особо ценных недругов Его величества. На такое они, конечно, не подписывались. Но деваться было особо некуда - мастера рассудили, что перечить изобретательному монарху явно не стоит, и взялись за работу.

"Чучела" (или мумии?) выглядели, как живые. Их заботливо наряжали в красивую одежду и выставляли в специальном зале дворца. Фердинанду очень нравилось проводить время в компании бывших недругов - он часто наведывался к ним, вёл задушевные беседы монологи, забористо распекал за прижизненные ошибки и неверность короне. Собеседники из чучел получались крайне приятные - никто не перебивал, не спорил и не пытался свергнуть "выскочку". Красота.

Фрагмент средневековой миниатюры из "Talbot Shrewsbury book"
Фрагмент средневековой миниатюры из "Talbot Shrewsbury book"

Отдельным удовольствием для короля было трапезничать со своими мумифицированными врагами. По приказу его величества их рассаживали за красиво сервированный стол, а потом подавали обед. От такой молчаливой компании у Фердинанда улучшался аппетит и поднималось настроение. А слуги, говорят, только по первой в обморок падали. Потом ничего, привыкали и даже начинали здороваться с гостями.

Была у "коллекции врагов" и ещё одна функция. Когда королю предстояли какие-то дискуссии и переговоры, он приглашал оппонентов на экскурсию в ту самую залу. Гостям предлагалось оценить экспозицию, в которой были представлены бывшие графы и герцоги Сарно, Мелфи, Нардо, Морконе, многих из которых они знали лично. После этого речи начинали звучать гораздо уважительнее, а переговоры проходили бодрее.

Интересно, что бы сказали о таком "интересном" хобби современные психиатры?