Найти тему
Степан Чельцов

Немного ликбеза про рынок разработки

Сейчас на рынке принято несколько моделей бизнеса:

  1. продажа времени - когда ставка за час работы и в совокупности задач - некий счет за проект или задачу;
  2. продажа тел, когда компания выкупает все часы в месяце на разработчика. Ставки высокие, но это на короткие проекты с хорошим специалистом действительно может стрелять хорошо;
  3. продажа проектов - когда подрядчик просто дает оценку стоимости проекта и не детализирует, как они будут распределены у него. Зачастую удобный способ, чтобы сразу понять эффективность привлечения подрядчика и не думать о нюансах.

На рынке много компаний, состав которых меньше 7 (семи) человек:

  • 1-2 менеджера
  • 1-2 разработчика
  • 1-2 верстальщика

Такие ребята давно сработались, выполняют небольшие задачи своих давних заказчиков. Команда сработалась и почти не меняется. Добить до 7 человек и попасть в реестр Минкомсвязи на самом деле не так просто бывает.

Когда банки начали поднимать ставки зарплат в разы, на рынке создался серьезный перекос в зарплатах. Проекты небольших заказчиков, для которых ежемесячный платеж в размере 20-30 тысяч рублей помогал закрывать пул небольших задач, начали расти в разы. Это не были задачи, приносящие соответствующие выгоды, скорее инвестиции в лояльность клиентов и в конверсию из трафика.

Теперь же Заказчики начали пытаться выжить из подрядчика больше за те же деньги, погружаясь в своеобразную версию потребительского терроризма, где царствуют фразы “мы это подразумевали” и “вы же профессионалы, могли догадаться”.

Но ставки пошли еще выше и разработчики, которые не хотят работать в банках, тестируют рынок рейтами чуть ниже банковских. Рынок пытается избавляться от низшего состава джунов, которые не растут достаточно быстро, чтобы окупаться, а съэкономленное идет на специалистов более квалифицированных и удержание команды.

Ставки продолжают расти и эти специалисты предъявляют новый уровень требований к вознаграждению и их мотивация просто от рынка. Не от выполняемых задач, не от пользы бизнесу - такизе вещи работали раньше и об этом можно было говорить, но стало сложно.

Ставки растут. Находятся инвестиционные проекты, в которых есть есть термин burning rate, когда им просто надо сжигать деньги. Я слышал хвалебный спич менеджера такого проекта, который не взлетел, но он радовался именно этому показателю, и что они сожгли 11 млн рублей за несколько месяцев, но проект не взлетел и всех разогнали. Я заметил, что за 11 млн. рублей можно сделать продукт высокого уровня и отработать много гипотез, но не за 3 месяца. На том и разошлись.

Ставки растут. Еще и потому, что на рынке дефицит кадров, их надо искать, привлекать, обучать. Отсюда огромное количество курсов про программирование. Люди из всех отраслей готовы платить любые деньги за обучение в надежде получить ту самую зарплату банковских разработчиков, но не работать в банке.

Выпускники курсов уже стали мемом отделов HR, что их знания не системны и эпизодичны, но их требования зарплат завышены и всеравно не окупаются. Скитальцы пытаются устраиваться, но не получается. Даже выстроить диалог и дальше развиваться они не пробуют, у них уже есть ожидания, которые очень хотят оправдать. И после десятков мытарств они находят себе работадателя, который готов в них поверить и проинвестировать.

Беда только в том, что они, джуны с курсов, почувствовав уверенность на такой работе, уже через пару недель начнут искать нового работадателя. Хотя окупаемость джуна составляет месяцы, а не дни. Разве что вы не продаете их как тела на аутстаф, подстраховывая везде и всюду.

И вот наступает 28 февраля 2022 года. Подписан указ, по которому российская компания обязана продавать 80% валютной выручки по всем контрактам. А платить зарубеж вообще не могут по большей части позиций.

А отправлять валютные платежи зарубеж не может ни одна компания, которые имели несчастье доверять крупным банкам и держать там счета. Эти банки попали в опалу санкций и теперь даже карточками этих банков те самые разработчики не могут оплачивать ничего.

Теперь надо открывать счета в других банках, а их немного и доверия совсем маленьким нет. И нет гарантий, что оставшиеся банки не окажутся в списках очередных санкций, где найдут какую-то аффилированность.

Минцифры фиксирует, что люди начинают уезжать, у них другие запросы.

И предлагается совершенно глупый список поддерживающих мер, но другие и не могут быть представлены в текущих реалиях, потому что спутано теплое и мягкое - нет смысла снижать нагрузку и предлагать поблажки, если деньги не поступают, а обязательства не могут быть выполнены.

Люди - главная ценность и производственная мощность - парализованы. А значит надо их вынести в ту зону, где производственная мощность будет производить и сможет быть обслужена.

Уедут как всегда лучшие, и будут работать на лучших в мире, создадут прекрасные продукты и обеспечат доход развитому западу, который ценит именно творческую энергию.

Останутся хорошие ребята, которые в силу разных причин не могут уехать сразу:

  • семьи
  • проблемы
  • языковой барьер
  • артефакты найма, ограничивающие выезд
  • прочие нюансы

А когда на рынке дефицит, то что происходит? Этот ресурс дорожает. Ставки растут..

Напомню, с чего начал - с тех, кто потреблял услуги маленьких компаний. Не думайте, что десятки тысяч ИТ-компаний гребут миллионы и работают на банки, вовсе нет. Они обслуживали маленькие компании и старались тиражировать свой опыт.

Теперь такие предприятия будут работать не на тех продуктах, что задумали, а на маркетплейсах. Другие закроются. Третьи попробуют собрать решение с помощью low-code-платформ, какое-то время даже будет получаться, но потом понадобится другой уровень компетенций, чтобы это работало и масштабировалось. А кадры в дефиците, напомню, уехали и все такое.

Буквально вчера я помогал одному из интеграторов решить проблему с low-code-системой, про которую ничего не знал. Его разработчик не выходит на связь, и я догадываюсь, почему. Мы час колупали логику, я предположил одну гипотезу просто на основании своих знаний о структурах данных - и это сработало! Еще один малый бизнес, основатели которого пользуются услугами этого интегратора мне известны и уважаемы - не остановили свою работу. До первой блокировки западных ресурсов, где большая часть low-code’а базируется и ради кого развивается.

Вчера же утром несколько наших давних клиентов остановили проекты в разной степени готовности, потому что ситуация неопределенности накладывает отпечаток.

Что я могу сказать еще?

Увы, рынок заказной разработки становится все дороже. И мало кто себе его позволит. Малый и нано-бизнес будет жить на онлайн-платформах, искать студентов на поддержание своих стареньких проектов и упрашивать товарищей по дружбе что-то сделать.

Небольшие компании вроде моей будут постоянно повышать ставки, пробовать разные подходы и стараться сохранить команду. В момент Х мы всем составом выберемся за пределы РФ, просто потому что там будет платежеспособная клиентура по тем расценкам, а тут еще будет высокая инфляция.

Если бы не заградительный барьер курса валюты и прочие талантливые решения, то иностранная валюта могла бы давать энергию здесь - высокий доходы оседали бы в виде потребления, а ИТ-шники и ИТ-шницы были бы новыми представителями элиты - интеллектуальной, эрудированной, понимающий такие вещи, на которые эволюция не рассчитывала наши мозги.

Меня уже обвиняли в паникерстве, но я скорее считаю себя тем пессимистом, который удивится другому исходу и будет к нему готов. Я тут точно надолго, слишком много обязательств лично на мне, которые я не могу подорвать. Но команду буду стараться оберегать.