Найти тему
587 подписчиков

Как распознать некомпетентного сотрудника и почему их не увольняют (ТОП-3 причины)

950 прочитали

Что можно назвать «ложкой дегтя в бочке меда» предприятия? Конечно, некомпетентного сотрудника в целом дружной и сплоченной команде. Вероятно, в каждом коллективе есть такой работник – он не только снижает общую эффективность работы, но и действует негативно на показатели других сотрудников. Как же безошибочно распознать такого человека? Об этом рассказываем в сегодняшней статье, а также объясним феномен – почему непродуктивных работников не увольняют.

В чем причины некомпетентности сотрудников

Причин немало – и плохое образование, и короткий опыт, и чрезмерная самоуверенность в своих силах или просто отсутствие интереса к профессии. Однако некомпетентность не всегда вина сотрудника – иногда причиной выступает неграмотная организация рабочего процесса, некорректное распределение обязанностей или несоответствие задач квалификации человека. И тут выход один – необходимо исправлять организационные моменты и налаживать все рабочие и управленческие процессы.

Что можно назвать «ложкой дегтя в бочке меда» предприятия? Конечно, некомпетентного сотрудника в целом дружной и сплоченной команде.

Как же распознать некомпетентного сотрудника – чек-лист

Постоянное нарушение сроков работы, проектов

«Вот-вот», «буквально пару часов», завтра первым делом» – подобные отговорки постоянно слышат от некомпетентного работника. Контрактные обязательства и дедлайны – это не про такого сотрудника. А как часто бывает, что даже при всех срывах и несоблюдении временных ограничений работа все равно сделана «спустя рукава» и нуждается в доработке и переделке. Клиент «рвет и мечет», дальнейшее сотрудничество под угрозой… Компетентный же сотрудник всегда закладывает определенный запас времени на форс-мажор и непредвиденные факторы, которые могут как-то сказаться на сроках реализации проекта.

Перекладывание ответственности на другого человека

Когда речь заходит о распределении работы, кто-то первый поднимает руку, чтобы взять на себя максимальный объем и продемонстрировать свои «выдающиеся» умения и способности. Однако при подведении итогов оказывается, что человек был неправильно понят, и все кругом виноваты в некачественной работе, но только не он.

Данное неприятное качество нередко свойственно и некомпетентным руководителям, которые вину за неудачный проект стараются переложить на своих подчиненных. Однако именно менеджер несет финальную ответственность перед вышестоящим руководством или акционерами, даже если работа выполнялась командой подчиненных.

Понимание зоны ответственности – важнейший фактор правильного выполнения работы. Это необходимо для того, чтобы два человека не делали одно и то же, а потом не валили друг на друга вину за неудачу. Ответственный сотрудник никогда не постесняется задать уточняющие вопросы и конкретизировать свою область работы.

Болезненная реакция на критику

Стратегия «лучшая защита – это нападение» верой и правдой служит плохому работнику. Если ты не уверен в своей компетенции и не хочешь в этом сознаваться, как противостоять обоснованной критике? Конечно, болезненной и яркой реакцией, чрезмерным всплеском эмоций. Профессионал замечания воспринимает как стимул расти и совершенствоваться, а непрофессионал даже и слышать не хочет о возможных упущениях и минусах и учиться на ошибках не собирается.

Результат не совпадает с обещанным

Взвешенный подход, тщательное выполнение поставленной задачи, полная отдача – это не про некомпетентного работника. Он всегда действует по принципу – «И так сойдет!», не прилагая никаких усилий, чтобы соответствовать ожиданиям. Хорошая работа ждет только на словах, на деле же очередной провал, ответственность за который, по своему обыкновению, он постарается на кого-то переложить.

Неграмотное распределение ресурсов

Как некомпетентный работник не умеет и не хочет управляться со временем, не знает даже базовых принципов тайм-менеджмента, так и с прочими ресурсами он обходится максимально попустительски. Все от того, что он не в состоянии здраво оценить необходимые для выполнения задачи затраты (финансовые, временные, технологические), не видит объема предстоящей работы и усилий, которые следует прикладывать. Отсюда и все предыдущие упущения – от нарушения сроков до гораздо более слабеньких результатов по сравнению с планируемыми.

Почему некомпетентных сотрудников не увольняют (проверьте, если вы не допускаете такой ошибки)

Несмотря на все «косяки», многочисленные неудобства, которые такой непрофессиональный сотрудник доставляет всему коллективу, его не увольняют и даже не планируют. Почему так происходит? Давайте разбираться!

Первая и одна из самых частых причин – дружеские или родственные отношения с руководящим составом, акционерами и собственниками. Можно сказать, чуть ли не в половине компаний есть такие сотрудники – племянник генерального, сестра главбуха, сын лучшего друга. Ответная любезность, возвращение долга, услуга для важного человека, благодарность – причин может быть много, но результат один – некомпетентный работник чувствует себя уверенно и за свое увольнение не боится. Зачастую бороться с ситуацией – только себе навредить: даже непосредственный руководитель не обладает полномочиями уволить или понизить в должности.

В такой ситуации все-таки важно не вешать ярлык «непрофессионализма» на любого влиятельного родственника в компании. Зачастую банальная зависть к привилегированному положению мешает здраво оценить квалификацию и понять, что даже сын владельца компании хорошо работает и старается. А если за ним реально есть недочеты, то их можно попытаться исправить – где-то направить, где-то подсказать. Возможно, человек и сам чувствует «груз» своего противоречивого положения и нуждается в поддержке.

Вторая причина – ограниченное предложение на рынке по данной специальности или профессии. Даже при всем многообразии рынка рабочей силы случается так, что на освободившуюся вакансию не выстраивается огромная очередь высококлассных специалистов, особенно при ограниченном зарплатном фонде и других особенностях рабочего места. В некоторых регионах рынок определенных профессий может быть ограничен настолько, что руководство держит на рабочем месте чуть ли не случайных людей, делая для себя оговорку – до лучших времен.

Третья причина – особая роль некомпетентного сотрудника и его значимость для руководителя. Нередко бывают ситуации, когда наличием сотрудника-проблемы ТОП-менеджер «прикрывает» личные недочеты и упущения. Ему банально удобно иметь некого «козла отпущения», благодаря которому профессиональные ошибки, например, конфликты в коллективе, упущенные контракты, сорванные проекты и т. п. не так заметны.

Особая роль некомпетентного сотрудника может также заключаться в информировании. Руководителю нужны свои собственные «уши» в отделе или филиале, и он готов мириться с промахами ради получения информации. Случаются ситуации, когда руководитель повышает за счет «слабого звена» свою самооценку – ему просто нравится пребывать в роли милосердного «страдальца», который терпит такую невежественность и безграмотность.

Как видите, причин пребывания в коллективе непрофессиональных работников не так мало. Однако пытаться исправить ситуацию можно: подбирая нужную мотивацию и поощрение для сотрудника, проводя грамотную адаптацию и распределение обязанностей, организуя обучение и развитие. Правильное управление персоналом поможет если не полностью решить данную проблему, то, как минимум, свести к минимуму и нивелировать негативные последствия деятельности некомпетентного сотрудника. По сути, исправить можно всё, главное – захотеть. А это уже вопрос профессионального и, конечно, нравственного выбора.

А вам случалось работать в коллективе, где некомпетентность коллеги была налицо, но его никто и не собирался увольнять? Как вы относились к ситуации? Высказывайте свое мнение в комментариях!

Ставьте лайки, если статья вам пришлась по душе, и подписывайтесь на наш канал!

Что можно назвать «ложкой дегтя в бочке меда» предприятия? Конечно, некомпетентного сотрудника в целом дружной и сплоченной команде.-2