Сегодняшние санкции в отношении КАМАЗа далеко не первые. Были времена, когда стране и КАМАЗу зарубежные партнёры уже пытались «перекрывать кислород».
Помните знаменитый бойкот Олимпиады-80 в Москве? А ведь это только наиболее известный враждебный выпад против СССР. После вхождения ограниченного контингента советских войск в Афганистан в 1979 году тогдашний президент США Джимми Картер в январе 1980 года ввёл различные ограничения и запреты. Среди них зерновое эмбарго, ограничения в торговле и запрет на сотрудничество с КАМАЗом. Правительство США тогда лишило Камский автозавод закупать необходимые запчасти.
Вспоминает Васильев Лев Борисович – генеральный директора КАМАЗа (1969-1981):
«Ещё до объявления эмбарго, благодаря Клепацкому Борису Трофимовичу был заключён новый контракт с компанией ИНГЕРСОЛЛ-РЕНД на поставку второй автоматической линии сборки двигателей. В начале 1980 года линия уже ждала отправки в Набережные Челны. Но США арестовали оборудование. Внешторг СССР потребовал выплатить неустойку, и на эти деньги мы приобрели итальянскую сборочную линию КАМАО. Купив эту линию КАМАЗ, между прочим, выиграл в качестве, так как сделана она была с учётом огрехов американского образца. Правда, денег на полный комплект оборудования уже не хватило. Недостающие части изготовил ремонтно-инструментальный завод».
Известно, что летом 1980 года на КАМАЗ с очередным визитом прибыл Кириленко Андрей Павлович - член Политбюро ЦК КПСС (1962-1982), секретарь ЦК КПСС (1966-1982).
Он тогда сказал: «И напрасно Картер уповает на то, что разработанные им так называемые «экономические меры борьбы» против СССР, в том числе и отказ от поставок оборудования для КАМАЗа, окажут влияние на сроки его ввода. Этому не бывать!»
И твёрдые и уверенные слова Кириленко А.П. оказались пророческими. Как известно, несмотря на американское эмбарго, в феврале 1981 года был подписан акт о пуске в эксплуатацию II очереди КАМАЗа. В 1981 году КАМАЗ приступил к выпуску автомобилей КАМАЗ-43105 и КАМАЗ-4310.
Вывод из вышенаписанного: санкции против СССР, предпринятые в ответ на ввод советских войск в Афганистан, хоть и причинили определенный урон экономике, в том числе и КАМАЗу, но не достигли своих целей, а лишь показали, что ограничение в сотрудничестве стран всегда бьёт по всем участникам экономической войны.