Среди представителей делового мира Ростова-на-Дону конца XIX - начала XX вв. донская купеческая династия Парамоновых занимает особое место. Парамоновы торговали зерном на экспорт и организовали единственное значимое в этом сегменте рынка семейное предприятие в России.
Среди представителей делового мира Ростова-на-Дону конца XIX - начала XX вв. особое место занимает донская купеческая династия Парамоновых. Предприятия Парамоновых имели много направлений бизнеса: мукомольное дело, хлебная промышленность, свеклосахарная плантация, пароходство, рудники, кирпичный завод, брикетная фабрика, феноловый завод, подковный завод, гвоздильный завод. Но в рамках данной статьи мы остановимся на экспортной торговле зерном.
Основателем династии был Елпидифор Трофимович Парамонов. Начальный капитал братья Иван и Елпидифор Парамоновы «сколотили» в станице Нижне-Чирской, «ведя крайне прибыльную торговлю зерном». Затем его дело продолжили сыновья, Петр и Николай. Это были бизнесмены готовые на оправданный риск, их называли дельцами чисто американской хватки, умевшими реагировать на конъюнктуру раньше и эффективнее других.
Начало предпринимательской деятельности Елпидифора Трофимовича Парамонова было связано с мукомольными предприятиями, в дальнейшем он переориентировался на торговлю зерном и организовал единственное значимое в этом сегменте рынка семейное предприятие в России. В семейном бизнесе Парамоновых между партнерами сохранялось доверие, а денежные трансакции в пределах семьи осуществлялись со стопроцентной гарантией.
В 1887 году Е.Т. Парамонов получил разрешение на строительство паровой мельницы на Набережной реки Дон и по Нижне-Бульварной улице между Державинским и Грибоедовским переулком (позже Береговая). Мельница с 1901 года работала с размахом, давая 25 тыс. пудов зерна в сутки, а спустя некоторое время вырабатывала еще больше, до 10.000 пуд муки в сутки. К 1914 году мельница Парамоновых вошла в число шести самых крупных паровых мельниц Ростова. С открытием Парамоновской мельницы Ростов-на-Дону по выработке муки занял второе место среди городов России. Мельницу по праву считали второй по мощности в стране.
Парамоновы только в конце XIX века перешли к экспорту зерна и сразу заняли крепкие позиции. В 1897 - 1903 гг. Парамоновы вывозили на экспорт 3.227.640 четвертей зерна, что составило 8,5% оборота торговли Ростова-на-Дону. В 1904-1913 гг. Парамоновы вывезли на экспорт 9.918.565 четвертей зерна, что составило уже 12,7% оборота торговли города.
Пример Парамоновых показывает, что российским фирмам в хлебно-экспортном бизнесе Ростова-на-Дону удалось закрепиться только к концу XIX века. Но уже к 1913 году российские экспортные предприятия демонстрировали неоспоримое преимущество, имея в ростовском регионе около 39% в общем обороте.
Парамоновы представляли собой казачий капитал Ростова-на-Дону. Роль казаков в торгово-промышленной деятельности населения города была незначительна и составляла лишь 3,5% в коммерческом обороте города в конце XIX века (на 1898 год). Интересно отметить, что Парамоновы принадлежали к числу успешных предпринимателей-старообрядцев.
Наличие солидного семейного состояния позволило наследникам Е.Т. Парамонова провести модернизацию хозяйства за счет собственных средств, не прибегая к финансовой помощи банков. После смерти в 1906 году Е.Т. Парамонова сыну Петру досталось 60% отцовского капитала, Николаю- 40%. После смерти отца сыновья не стали делить имущество, они основали товарищество «Е.Т. Парамонова-Сыновья» в Ростове на Дону.
В основе организации предприятия лежали принципы Торгового дома. Торговый дом — это организационная и экономическая структура закрытого типа, объединяла небольшой круг близких друг другу лиц, как у Парамоновых, находившихся в семейно-родственных отношениях. Капитал товарищества разделялся на именные паи. Переход паев от одного владельца к другому находился под контролем правления, в которое входили братья Парамоновы и муж их сестры. Это обусловило решение всех вопросов в кругу семьи.
В начале ХХ века Парамоновы имели три морских парохода, двадцать три речных и сто девять буксирных барж. Пароходы, принадлежавшие товариществу известны своими именами: «Амур», «Атаман», «Борис», «Дм. Донской», «Дон», «Днепр», «Есаул», «Новочеркасск», «Парамонов», «Петр», «Ростов», «Цымла».
Пароходная компания Парамоновых производила каботажные перевозки грузов в акватории Азовского моря, суда перевозили зерно от ростовских пристаней на таганрогский рейд. Речные суда Парамоновых занимались перевозкой грузов по Дону к Ростову. Так же Парамоновы имели свою экспортную фирму, не зависевшую от иностранных арматоров. Они, одни из немногих ростовских предпринимателей, имели суда для самостоятельной транспортировки экспортных грузов. Парамоновские морские суда ходили с экспортными грузами в средиземноморские порты. Впоследствии сыновья Е.Т. Парамонова, несмотря не убыточность таких перевозок, предпочитали компенсировать ее доходами от других видов деятельности их паевого товарищества, но сохранять независимость в экспортных поставках. Суда купцов Парамоновых с пшеницей шли в Голландию, Англию, Грецию, Финляндию, Францию и др.
В целом же, перевозки экспортных грузов в акваториях Черного и Средиземного морей осуществляли иностранные суда, приходившие на Таганрогский рейд с балластом. По данным Н.В. Самариной, в среднем за навигацию 50-60% этих судов ходили под греческим флагом, хотя бывали годы, когда их доля достигала 70-80%. Поэтому в 1912 году в связи с запретом прохода греческих судов через проливы во время военных действий на Балканах фрахты на перевозку экспортных грузов в Ростове возросли почти вдвое.
Предприимчивость, опытность, правильный расчет, аккуратность в бизнесе, большие связи позволили Парамоновым занять лидирующие позиции в ростовском бизнесе. Свои рабочим Парамоновы платили, по сравнению с другими предпринимателями Ростова-на-Дону, более высокую заработную плату. Так, например, в навигацию 1910 года грузчик артели портовых рабочих при погрузке зерна в день зарабатывал 2 рубля 56 копеек. А у Парамоновых грузчик получал более 3 рублей в день. В торговых предприятиях Парамоновых работали тысячи рабочих: грузчиков, извозчиков, швей, шивших мешки для зерна, и др. Рабочий день их в сезон экспортной отгрузки длился 12 часов.
Парамоновы были первооткрывателями в бизнесе, внедряли технические новинки. В 1911 году Парамоновы запустили плавучий пневматический элеватор. Сооружение пневматического элеватора ускорило разгрузку вагонов, но обострило конфликт между экспортерами и артелями портовых грузчиков, сузив объем выполнявшихся последними работ.
Экспортная торговля – доминанта экономической жизни Ростова-на-Дону со второй половины XIX века до революционных потрясений России начала ХХ века. На рубеже XIX-XX веков Ростов вошел в тройку наиболее значимых экспортных портов России, конкурируя за лидерство с Одессой и Ригой. Парамоновы в условиях бурного роста капитализма в пореформенной России добились значительных успехов на торговом поприще и стали одними из наиболее известных и богатейших донских купцов.
Серия публикаций “Внешнеэкономическая деятельность старого Ростова”
По заказу ООО “Пакгауз Групп”, автор Мария Братолюбова, кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД