Сейчас какую тему не начни, всё равно есть риск перейти в политическую плоскость, чего бы нам очень не хотелось делать. Ибо мы всегда были противниками т.н. «актуальной повестки», а потому на большую часть проблем смотрели с позиций мета-политики.
Собственно и происходящее в мире оценивали, придерживаясь принципов мета-истории и мета-культуры, часть которых была изложена ещё в книге Экклезиаста. Кою (кстати) весьма старательно пытаются не признавать большая часть западных религиозных деноминаций. А потому для нас смена Тьмы и Света, Восход и Закат, Рождение и Увядание не являются чем-то исключительным.
Опять же именно по этой причине мы всегда знали, что мир «никогда не будет прежним». Он вообще меняется каждую секунду, и оную никак не возвратить. В ряде публикаций, включая рассказ о фильме 2021 года «Грань времени», мы говорили о том, что «доброго старого времени» («славного пошлого») в действительности не существует. Это лишь субъективное восприятие ушедших событий.
В реальности существует настоящее, пронизанное ожиданиями, возложенными на будущее. И тут важно понять, какой модели вы придерживаетесь. Если «левой», то история вам кажется восходящим процессом, то есть человечество развивается, поднимаясь по стремящейся ввысь «лестнице прогресса»
Если «правой», то история для вас «упадок», который происходит нередко вопреки достижениям технической модернизации. Именно сочетание моральной деградации и неких «инструментальных» достижений является основой киберпанка, который в жанровом отношении можно трактовать как смешение нуара и фантастической антиутопии.
Именно подобной тематики придерживается американский художник с иранскими корнями Энтони Эфтехари. Его видение будущего сложно назвать оптимистичным. Впрочем, для персонажей, что запечатлены на его работах, это всего лишь обыденность ничем не примечательного дня.
Даже в изменившихся условиях людям придется делать привычные вещи: ходить на работу, думать в «хлебе насущном» и т.п.. И кому-то надо будет охранять их покой. «Род приходит, род уходит». Могут меняться династии, но будут появляться «новые империи», не важно, как себя именующие.
В этом отношении весьма примечательна одна из работ. Византийские лабарумы украшают полотнища у входа в здание, весьма напоминающее немецкое посольство в дореволюционном Петербурге. Только масштаб побольше, и пафос хмурого утра является мрачноватым.