На опустевшей берлинской автозаправке Shell появится музей. Он посвящен художнику-карикатуристу Георгу Гроссу (1893–1959), осужденному нацистами и высланному из немецкой столицы в 1920-х годах. Частные спонсоры откроют музей в мае 2022 года. Чем знаменит Гросс и что планирует экспонировать новое учреждение — читайте в нашем материале.
Название Das kleine Grosz Museum («Маленький музей Гросса») — игра слов, так как в немецком языке «большой» звучит как «гросс», но наименование имеет и прямое значение. Владелец музея Юрг Юдин считает выбранное здание недостаточным, чтобы показать богатое наследие Георга Гросса. Музей расположен в обветшалом районе Берлина. Старую заправочную станцию Юрг Юдин приобрел здесь в 2005 году и обновил ее: поставил рядом маленькую пристройку, высадил сад из сосен и бамбука. Спонсор давно стал поклонником творчества художника. Свою первую литографию Гросса он купил в Цюрихе еще в студенчестве.
Жизнь Гросса
Художник был сыном трактирщика. С 1909 по 1911 годы он обучался изобразительному искусству в Дрездене. Как раз в это время впервые рисунок Гросса опубликовало сатирическое издание Ulk. С 1912 года он продолжил обучение уже в Берлине, а осенью 1914 года добровольно пошел в армию, рассчитывая таким образом миновать призыв на фронт.
В 1916 году художник изменил написание своего имени, чтобы «дегерманизировать» и интернационализировать его. Так Георг стал Джорджем, а немецкая фамилия Grosz приобрела английское написание Gross. Это было расценено как сопротивление Первой мировой войне. Через год Георг примкнул к дадаистами. Они считали, что жестокость войны, потрясшая Европу, порождена логикой и рационализмом, поэтому пропагандировали в своем творчестве крах канонов, иррациональность и бессистемность.
После 1918 года политические предпочтения Георга Гросса существенно изменились. Живописец стал членом компартии Германии и отказался от дадаизма. В 1920 году он издал коллекцию из девяти сатирических работ «Бог с нами», в которых ополчился на глупость и жестокость немецких военных. Гросс сделал акцент на коррумпированности офицеров и чиновников, которые втянули Германию в Первую мировую войну. В этом же сборнике иллюстраций он показал жестокое подавление рабочего класса правящей элитой. Карикатуриста обвинили в насмешке над армией и обязали выплатить взыскание на сумму 300 немецких марок.
В 1922 году он приезжал в СCCР. Несмотря на добродушный прием большевиков, Гросс разочаровался в жестком тоталитаризме, который сложился в стране. Вернувшись в Германию, художник покинул коммунистическую партию, но его мировоззрение по-прежнему осталось антибуржуазным. Еще до того, как нацисты оказались у власти, Георг Гросс в своих работах критиковал капитализм и обличал лукавство церкви. За это его не раз привлекали к суду и обязывали платить штрафы. Однако публика его полюбила.
В 1933 году он избежал ареста, эмигрировав в США. Там Гросс выставлял свои картины и обучал студентов-художников в Нью-Йорке. Только в 1959 году, в возрасте 65 лет, живописец снова попал в Берлин. Но спустя несколько недель он умер, упав с лестницы в нетрезвом состоянии.
Вклад в искусство
Одна из картин Георга Гросса «Большой город» раскрывает тему безумного ритма жизни в мегаполисе. Желая показать стремительные перемены, художник изображает Берлин в период Первой мировой войны в стиле экспрессионизма и обильно использует яркий красный цвет.
Другое произведение — «Похороны» — содержит множество исковерканных персонажей, пытающихся пробраться через тесную дорогу. Траурное шествие заставляет зрителей почувствовать ужас и безысходность.
Картину «Затмение солнца» художник написал в 1926 году как сатиру о Веймарской республике: престарелый президент Пауль фон Гинденбург находится среди безголовых министров и, сидя за столом, вершит судьбу народа в угоду личным интересам. Их слабо освещает диск солнца, на котором виднеется знак доллара. Это намек на поражение Германии в войне, огромные репарации странам-победительницам и нищету в стране.
Известно, что этой картиной Гросс расплатился за починку машины, когда находился в затруднительном финансовом положении в США. В 1968 году Музей Хекшера в Хантингтоне купил «Затмение солнца» за 15 000 долларов. В 2006 году учреждению предложили продать ее за 19 миллионов. Средства могли пойти на ремонт здания, но местные жители выступили с протестом, поэтому музей оставил картину.
Работа «Каин, или Гитлер в аду» посвящена жестокости фюрера. Гросс показал безжалостного диктатора на фоне апокалипсиса, среди груды скелетов. Художник сравнивает Гитлера с Каином как с первым убийцей в истории человечества.
Эмигрировав, Гросс отверг свои прежние работы. В автобиографии он написал: «Многое, что застыло во мне в Германии, растаяло здесь, в Америке, и я вновь открыл в себе прежнюю тягу к живописи». В США картины Гросса приобрели более чувственный характер, и эту трансформацию обычно рассматривают как оскудение его творчества. Более поздние работы не получили такого же признания как произведения, написанные за годы жизни в Берлине.
Каким будет музей
Вход в музей планируется со стороны мастерской бывшей автозаправки. В помещении, где раньше находилась касса, появится кафе. Здесь посетители смогут обсудить работы Гросса в спокойной обстановке, наблюдая через большие окна за карпами в пруду.
Организаторы создадут экспозицию на основе картин частных коллекционеров. Собственного собрания у музея пока нет. По словам куратора Пэя Маттиса Карстенса, в дополнение к постоянной выставке в течение следующих пяти лет планируется подготовить десять временных, составленных совместно с семьей Гросса. Сегодня ведется работа над первой экспозицией «Gross Before Grosz», которая посвящена ранним годам творчества художника. Каждая из последующих выставок познакомит посетителей с отдельными, недостаточно изученными аспектами деятельности карикатуриста и будет сопровождаться каталогом.
Георг Гросс, похоже, боролся с недостатками общества посредством своих работ. За сильную позицию и смелость высказываться на запретные темы Гросса полюбили в Германии. Но именно твердая политическая позиция сделала художника фигурой противоречивой. Как отметили организаторы музея, цель экспозиций — «способствовать оживленному обмену мнениями между поколениями и политическими лагерями и противостоять социальным вызовам современности».