Найти тему
КруиЗеро

10 любопытных фактов о парусах

Сергей Балакин

Английский лоцманский шлюп (куттер) «Annabelle J». Фото автора
Английский лоцманский шлюп (куттер) «Annabelle J». Фото автора

1. Ткань, скорость или ветер? Слово «парус» происходит от греческого «фарос» – полотно, ткань. Тот же корень встречается и в других языках: по-болгарски парус – платно, по-чешски – плахта, по-французски – вуаль (voile).

В итальянском и испанском языках слово «парус» - вела (vela, от латинского velum). По всей вероятности, это производная от слова «скорость». Особенно наглядно это выглядит в современном итальянском: vela – парус, veloce – быстрый. Действительно, лодка под парусом может плыть гораздо быстрее, чем на вёслах.

А вот на Руси в древние времена парус называли «ветрило». Впрочем, не только в древние: у поморов этот термин применялся вплоть до ХХ века. Мне кажется, что он наиболее точный и понятный, но почему-то ни в одном из других языков корня «ветер» в словах, обозначающих парус, я не встречал.

Реплика галеона Генри Гудзона «Halve Maen» («Полумесяц») во время парусного фестиваля Sail Amsterdam 2015. Фото автора
Реплика галеона Генри Гудзона «Halve Maen» («Полумесяц») во время парусного фестиваля Sail Amsterdam 2015. Фото автора

2. Прямые и косые. Ещё про парусную терминологию. Паруса, как известно, делятся на прямые, которые ставятся поперёк судна, и косые, располагающиеся вдоль него. Так вот: в Российском Императорском флоте прямые паруса ставили и убирали, а косые – поднимали и спускали. Правда, сейчас об этом уже мало кто помнит.

Волонтёры убирают паруса на корабле «Göteborg» - реплике судна шведской Ост-Индской компании XVIII века. Фото автора
Волонтёры убирают паруса на корабле «Göteborg» - реплике судна шведской Ост-Индской компании XVIII века. Фото автора
Спуск стакселя на круизном парусном барке «Sea Cloud».Фото автора
Спуск стакселя на круизном парусном барке «Sea Cloud».Фото автора

3. Все наверх! Работа экипажа с косыми парусами осуществляется с палубы: паруса поднимаются специальными снастями бегучего такелажа - фалами. Прямые паруса при относительно слабом ветре тоже могут ставиться и убираться с палубы, но для их закрепления на реях требуется подъём команды на мачты. Паруса вручную плотно скручиваются в рулон и укладываются на рей сверху (а не подвешиваются снизу наподобие занавесок, как это часто любят изображать на картинах художники).

Парусный аврал на голландской шхуне «Ide Min». На небольших судах с классическим парусным вооружением все работы осуществляются вручную, без такелажных лебёдок. Фото автора
Парусный аврал на голландской шхуне «Ide Min». На небольших судах с классическим парусным вооружением все работы осуществляются вручную, без такелажных лебёдок. Фото автора
Барк «Крузенштерн». Прямые паруса убраны, укатаны и закреплены сверху реев. Фото автора
Барк «Крузенштерн». Прямые паруса убраны, укатаны и закреплены сверху реев. Фото автора

4. Парус большого судна - это довольно сложная конструкция, состоящая из десятков, а то и сотен различных частей и элементов. Парус сшивается из отдельных полотнищ, по краям (шкаторинам) он усиливается двумя-тремя слоями ткани и специальным канатом – ликтросом. В XIX веке вес одного паруса (даже сухого) на больших судах достигал 650 кг, поэтому команде требовалось работать сообща и выполнять все действия синхронно.

 Уборка грот-марселя на американском фрегате «Constitution». Эта работа требует усилий более чем двадцати членов экипажа. Фото: US Navy
Уборка грот-марселя на американском фрегате «Constitution». Эта работа требует усилий более чем двадцати членов экипажа. Фото: US Navy
Шкотовый угол прямого паруса барка «Sea Cloud». Фото автора
Шкотовый угол прямого паруса барка «Sea Cloud». Фото автора

5. Зачем парусу бант? Для изменения площади паруса в зависимости от силы ветра в XIV веке вошли в употребление так называемые бонеты – дополнительные полотнища, прикрепляемые на шнуровке к нижним шкаторинам. Позже вместо них стали применять риф-сезни - специальные завязки, продетые сквозь усиленную горизонтальную полосу ткани – риф-бант. Чтобы уменьшить площадь паруса при усилении ветра, его выше риф-банта скатывают и подвязывают к рею риф-сезнями.

Парусное вооружение фок-мачты русского фрегата середины XIX века: 1 - фок; 2 – фор-марсель; 3 – фор-брамсель, 4 – фор-бом-брамсель; 5 – фор-брам-лисель; 6 – фор-марса-лисель; 7 – фор-ундер-лисель. На фор-марселе видны 4 риф-банта.
Парусное вооружение фок-мачты русского фрегата середины XIX века: 1 - фок; 2 – фор-марсель; 3 – фор-брамсель, 4 – фор-бом-брамсель; 5 – фор-брам-лисель; 6 – фор-марса-лисель; 7 – фор-ундер-лисель. На фор-марселе видны 4 риф-банта.

6. Лучшая парусина - из конопли. На протяжении многих веков паруса изготавливали из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. Считалось, что лучшая парусина получалась из конопли: она была прочной, отталкивала влагу и меньше подвергалась гниению. А хлопчатобумажная ткань сильно впитывала воду и плохо просыхала, отчего была недолговечной.

Починка порванного паруса на борту немецкого барка «Magdalene Vinnen» - будущего «Седова»
Починка порванного паруса на борту немецкого барка «Magdalene Vinnen» - будущего «Седова»

7. Паруса и джинсы. В Европе одним из крупнейших центров по производству парусного материала долгое время была Генуя. Выпускавшаяся там тяжёлая ткань диагонального переплетения с XVI века была известна под названием «gene» - от итальянского Genova, то есть Генуя. Во Франции эту же ткань называли «jane», а в Англии – «jean». Отсюда появилось слово «джинсы» - ведь первые штаны для ковбоев и старателей в Америке шили именно из парусины. Кстати, яхтенный парус генуя (или генуэзский стаксель) происходит от того же корня, что и джинсы!

Французская яхта «Ikra» под парусами – гротом и генуей. Фото автора. (Кстати, с яхтой «Ikra» связана история возникновения знаменитой парусной регаты Les Voiles de Saint Tropez. Но это тема отдельной публикации)
Французская яхта «Ikra» под парусами – гротом и генуей. Фото автора. (Кстати, с яхтой «Ikra» связана история возникновения знаменитой парусной регаты Les Voiles de Saint Tropez. Но это тема отдельной публикации)

8. Дурадон – это не ругательство! В наше время паруса шьют исключительно из синтетики. Наиболее распространены полиэфирные парусные ткани - лавсан и дакрон (полиэстер). Они отличаются долговечностью и при этом относительно дёшевы. Однако в спортивном яхтинге их постепенно вытесняют ламинатные материалы, которые легче и прочнее, чем дакрон. Правда, стоят ламинаты значительно дороже.

На репликах и некоторых других классических парусниках применяется современный материал дурадон (Duradon), который производится в Англии. Дурадон соткан из полиэстеровых нитей, но выглядит как натуральная парусина. При этом он более долговечен и не теряет форму от влаги.

Паруса реплики фрегата «Штандарт» сшиты из дурадона, но выглядят аутентично – как во времена Петра I. Фото автора
Паруса реплики фрегата «Штандарт» сшиты из дурадона, но выглядят аутентично – как во времена Петра I. Фото автора

9. Паруса в латах. Паруса современных прогулочных и круизных яхт имеют ряд конструктивных особенностей. Как правило, они оснащаются латами — пластинами из упругого материала, поддерживающие форму задней шкаторины. Раньше латы были деревянными, теперь чаще всего используется стекловолокно или углепластик. Латы вставляются в специальные карманы паруса – обычно грота. Идея не нова: китайские джонки оснащались такими парусами с доисторических времён. Правда, латы китайских парусов были длинными, сквозными, и по сути являлись промежуточными гиками. Паруса китайских джонок были тяжелее европейских и при слабом ветре проигрывали тем в эффективности; их преимущества становились очевидными в свежую погоду.

Паруса современной крейсерской яхты. Рис. автора
Паруса современной крейсерской яхты. Рис. автора

10. Механизация. На современных круизных парусниках и яхтах всё чаще применяется полностью механизированная схема постановки и уборки парусов. Косые паруса – стаксели – накручиваются на жёсткий штаг, вручную или при помощи гидромоторов. А прямые паруса втягиваются внутрь полого рея (тоже гидромоторами). Это позволяет существенно уменьшить численность экипажа.

На некоторых яхтах и круизных парусных судах стаксели закручиваются на жёсткий штаг при помощи гидромотора (на данном снимке – штаг баркентины «Running on waves»). Фото автора
На некоторых яхтах и круизных парусных судах стаксели закручиваются на жёсткий штаг при помощи гидромотора (на данном снимке – штаг баркентины «Running on waves»). Фото автора
Круизная баркентина «Star Clipper». Видно, что прямые паруса выходят из полого рея, наподобие свёрнутого в рулон экрана. Фото автора
Круизная баркентина «Star Clipper». Видно, что прямые паруса выходят из полого рея, наподобие свёрнутого в рулон экрана. Фото автора

А теперь вопрос: как вы думаете, может ли судно под парусом идти быстрее ветра? Вроде бы ответ очевиден: конечно, нет. Но на самом деле может! Причём в два-три раза быстрее. А как такое получается, я расскажу в одной из следующих статей, посвящённых необычным парусам.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Кто сказал, что работа с парусами – не женское дело? Подготовка запасного комплекта парусов на голландской шхуне «Tolkien». Фото автора
Кто сказал, что работа с парусами – не женское дело? Подготовка запасного комплекта парусов на голландской шхуне «Tolkien». Фото автора