Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Закат рода Юсуповых. Княгиня Зинаида Ивановна: ярчайшая звезда петербургского света, чей правнук убил Распутина

Оглавление

«Наконец-то «красавица» действительно красавица!» – подумала я, увидев портрет княгини Зинаиды Юсуповой кисти Кристины Робертсон. А то, честное слово, даже неудобно: по описаниям современников что ни героиня, то «писаная–глаз не отвести», а по факту – больно смотреть.

Без малого через столетие после того, как эта юная обворожительная кокетка покоряла московских аристократов на великосветских балах, её правнук, князь Феликс Юсупов – обольстительный, утончённый и неотразимый, как и все в роду – выстрелил в Григория Распутина в фамильном особняке семьи на Мойке.

Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, правнук Зинаиды Ивановны Юсуповой. Вместе с монархистом Владимиром Пуришкевичем и великим князем Дмитрием Павловичем участвовал в заговоре против Григория Распутина. Именно Феликс Юсупов пригласил старца в знаменитый Юсуповский дворец на Мойке, угощал вином и пирогом, а затем выстрелил ему в спину
Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, правнук Зинаиды Ивановны Юсуповой. Вместе с монархистом Владимиром Пуришкевичем и великим князем Дмитрием Павловичем участвовал в заговоре против Григория Распутина. Именно Феликс Юсупов пригласил старца в знаменитый Юсуповский дворец на Мойке, угощал вином и пирогом, а затем выстрелил ему в спину

Её мать Варвара Ивановна Ладомирская была внебрачной дочерью фаворита Екатерины II Ивана Римского-Корсакова и признанной светской чаровницы Екатерины Строгановой, а отец происходил из старинного дворянского и боярского рода Нарышкиных, к которому принадлежала и матушка Петра I – Наталья Кирилловна.

Поразительно тесно переплетены судьбы в истории России!

Неизвестный художник (копия картины Александра Рослина). «Портрет графини Екатерины Петровны Строгановой (урождённой Трубецкой)», вторая половина XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник (копия картины Александра Рослина). «Портрет графини Екатерины Петровны Строгановой (урождённой Трубецкой)», вторая половина XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Маленькая Зинаида получила хорошее домашнее образование и впоследствии демонстрировала глубокие познания в искусстве и безупречный вкус, а усвоенная «прививка светскости» позволила ей жить изысканно, весело и беззаботно, легко заводя знакомства в избранном обществе и славясь любезным обхождением и добрым нравом.

В 15 лет Зеничка (это нежное прозвище дали ей домашние) расцвела, став ослепительной красавицей, и начала выезжать в свет. «Девица Нарышкина была восхитительна высокая, тонкая, ясные глаза которой так и сыпали искрами. Она станет одной из тех красавиц, перед которыми не смогут устоять ни простые смертные, ни монархи. Её именем будут пестреть мемуары 19 века», – писали современники.

Кристина Робертсон. «Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (в девичестве Нарышкиной)», между 1840–1841
Кристина Робертсон. «Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (в девичестве Нарышкиной)», между 1840–1841

Во время коронационных торжеств 1826 года, будучи фрейлиной, Зинаида познакомилась с будущим мужем – князем Борисом Юсуповым. 32-летний жених был, по меркам того времени, немолод и совсем не красив, к тому же вдовел уже шесть лет после смерти молоденькой жены, умершей в родах. Зато влюблён до беспамятства, а главное – баснословно богат.

Сын екатерининского вельможи, мецената, масона, коллекционера произведений искусства и владельца подмосковных усадеб Архангельское и Васильевское Николая Борисовича Юсупова, Борис Николаевич служил в Министерстве иностранных дел и имел придворное звание камергера, однако несметное богатство делало его независимым в поступках и суждениях.

Борис Юсупов имел репутацию человека остроумного, но колкого и насмешливого, прямолинейного до бестактности и позволявшего себе даже в разговорах с Государем такую откровенность, которую не спустили бы никому другому. Получив от отца не только огромное наследство, но и колоссальные долги, Юсупов совершил поступок нелепый и неразумный в глазах окружающих: выдал вольные всем своим крепостным. Однако это позволило ему в короткие сроки ликвидировать двухмиллионный отцовский долг, после чего Борис тайно занялся ростовщичеством, скупая заводы и шахты Донбасса, и удесятерил семейное состояние.

Антуан-Жан Гро. «Борис Юсупов в 15 лет», 1809
Антуан-Жан Гро. «Борис Юсупов в 15 лет», 1809

В отличие от изнеженных и оторванных от реальности дворян и помещиков своего круга, Юсупов не боялся ни чумы, ни холеры, ни неурожая: во время эпидемии приехал в своё село Ракитное и свободно ходил повсюду, а в голодные 1834-1835 годы кормил в родовых имениях 70000 человек. Князь на собственные средства открывал больницы, снабжал их лекарствами, содержал штат аптекарей и врачей.

Но, как это часто бывает, дельный, практичный, расчётливый и так не похожий на праздных кутил Борис Юсупов был не по нутру высшему свету: ему приписывали «легендарную скаредность», как анекдот передавали из уст в уста историю о том, что, встречая Государя и Государыню, Борис Николаевич отдавал распоряжение, чтобы «выездному их величеств дали два стакана чаю, а кучеру один». Не имевшие себе равных по великолепию балы, которые устраивал Юсупов, писатель В. А. Соллогуб находил «лишёнными оттенка врождённого щегольства и барства». А в это время редкостный «скаред» пожертвовал 73 300 рублей Попечительскому совету заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге на городские богадельни.

Карл Яковлевич Рейхель. «Портрет князя Бориса Николаевича Юсупова», 1816. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Карл Яковлевич Рейхель. «Портрет князя Бориса Николаевича Юсупова», 1816. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

И вот такой умный, рациональный, истинно деловой человек совсем потерял голову от пятнадцатилетней Зенички, да и было от чего! По воспоминаниям графа В. А. Соллогуба, «…в устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре – звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света».

Несмотря на неисчислимые богатства и княжеский титул, Юсупову пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться согласия на брак от родителей Зинаиды. Наконец, 11 октября 1826 года состоялось обручение.

Дипломат Александр Яковлевич Булгаков, чьи письма, изданные впоследствии в трёх томах, дали подробнейшее представление о повседневной жизни русской аристократии, писал брату: «Вчера развозили карточки, объявляющие о помолвке сахарчика Бориньки с фрейлиной Зинаидой Ивановной Нарышкиной. Надобно будет ехать поздравить старика и жениха. Невеста сидела вчера в «Отелло» в юсуповской ложе вся в бриллиантах, вероятно, женихом подаренных».

Кристина Робертсон. «Княгиня Зинаида Юсупова» (фрагмент). 1840-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кристина Робертсон. «Княгиня Зинаида Юсупова» (фрагмент). 1840-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Несмотря на нетерпение жениха, свадьба была отложена стараниями матери, княгини Татьяны Васильевны Юсуповой, урождённой Энгельгардт – племянницы уже знакомого нам по предыдущей публикации фаворита Екатерины Григория Александровича Потёмкина-Таврического.

Перечить матери Борис не посмел, но был на грани отчаяния: «Уезжая из Москвы, я надеялся вскоре быть счастлив, соединив свою жизнь с жизнью Зенеиды. Но маман, против воли которой я никогда не посмею пойти, просила отложить свадьбу. Огорчения мои были так велики из-за этой задержки, что я едва не заболел».

Кристина Робертсон. «Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой, урождённой Энгельгардт, жены князя Н. Е. Юсупова», 1841. Поступил в 1925 году из Юсуповского дворца-музея, экспонируется в Михайловском замке, зал 203. Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический – всесильный фаворит и тайный морганатический муж Екатерины Великой – после охлаждения чувств со стороны императрицы устроил личную жизнь весьма неоднозначным манером: пригласил жить в свой дворец дочерей родной сестры Елены Энгельгардт, по мере взросления девушек «просвещал» их совершенно определённым образом, а затем выдавал замуж. Татьяне Васильевне удалось избежать «инициации»
Кристина Робертсон. «Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой, урождённой Энгельгардт, жены князя Н. Е. Юсупова», 1841. Поступил в 1925 году из Юсуповского дворца-музея, экспонируется в Михайловском замке, зал 203. Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический – всесильный фаворит и тайный морганатический муж Екатерины Великой – после охлаждения чувств со стороны императрицы устроил личную жизнь весьма неоднозначным манером: пригласил жить в свой дворец дочерей родной сестры Елены Энгельгардт, по мере взросления девушек «просвещал» их совершенно определённым образом, а затем выдавал замуж. Татьяне Васильевне удалось избежать «инициации»

Бракосочетание, исполненное торжественности и пышности, состоялось в Москве 19 января 1827 года, однако неудачи словно преследовали молодую чету: то новобрачный забыл получить благословение отца, и пришлось возвращаться, то Зинаида Ивановна уронила кольцо, и оно закатилось так далеко, что его не смогли найти. «В церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен», – вспоминал Булгаков. Но вскоре веселье покинуло взор молоденькой супруги: она разочаровалась в браке и сообщала отцу, что ей «очень скучно в Петербурге». «Да с Боренькой где не соскучишься, хотел я ему сказать в ответ», – злословил в переписке с братом Булгаков.

Читайте также:🧚‍♀️

Высшее общество было беспощадно, сравнивая хорошенькую простодушную Зинаиду с «прикованным зефиром» и отмечая устами историка Александра Ивановича Тургенева: «Всё в ней ещё – поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу».

Проза жизни продолжилась рождением сына, названным Николаем в честь деда, а следом на свет появилась дочь, умершая при родах. Это поставило точку в брачных отношениях князя и княгини Юсуповых: с тех пор каждый из них устраивал свою личную жизнь на стороне.

Кристина Робертсон. «Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой», между 1840–1841. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кристина Робертсон. «Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой», между 1840–1841. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

По всей вероятности, молодая жена только выиграла от такого поворота событий: изумительная красота, ум, образованность, изысканный вкус, приветливость в обращении и доброта сделали её одной из самых модных дам петербургского высшего света – «светской львицей», как сказали бы нынче. Не устоял перед чарами несравненной княгини Юсуповой даже император Николай I.

«Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит», – описывала красавицу Зинаиду Ивановну хозяйка литературного салона, автор «светского дневника» графиня Дарья Фёдоровна Фикельмон, или Долли Фикельмон, как её называли в обществе. При этом, как свойственно многим женщинам, не упустила возможности ревниво приуменьшить впечатление, произведённое княгиней Юсуповой на государя, замечая, что только «неизменная доброта императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивом и изысканном лице, – вот единственная причина, которая заставляет его продолжать выказывать ей своё почтение».

Кристина Робертсон. «Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой», около 1840. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кристина Робертсон. «Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой», около 1840. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Правнук княгини, уже упомянутый выше Феликс Юсупов, в своих мемуарах уделил значительное место воспоминаниям о блистательной прародительнице: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело и имела не одно приключение».

Высказывает он и версию появления знаменитой Розовой дачи в Царском селе: «Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным имением! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ».

«В Царское Село ездили мы часто. Наш царскосельский дом выстроен был моей прабабкой точною копией того дома, что не приняла она в подарок от Николая I. Дом в стиле Людовика XV белый внутри и снаружи. Посреди дома большая зала многогранником с шестью дверями – в другие залы, сад и столовую. Мебель также в стиле Луи-Кенз, белая с обивкой из плотного ситца в цветочек. Гардины того же ситца и золотистые шелковые занавеси, от них освещение становится солнечным. Все в доме светло и весело. Воздух благоуханен от цветов и растений. От них же впечатление вечной весны». Из мемуаров Феликса Юсупова
«В Царское Село ездили мы часто. Наш царскосельский дом выстроен был моей прабабкой точною копией того дома, что не приняла она в подарок от Николая I. Дом в стиле Людовика XV белый внутри и снаружи. Посреди дома большая зала многогранником с шестью дверями – в другие залы, сад и столовую. Мебель также в стиле Луи-Кенз, белая с обивкой из плотного ситца в цветочек. Гардины того же ситца и золотистые шелковые занавеси, от них освещение становится солнечным. Все в доме светло и весело. Воздух благоуханен от цветов и растений. От них же впечатление вечной весны». Из мемуаров Феликса Юсупова
Великий князь Гавриил Константинович вспоминал о посещении Юсуповых в их крымском имении: «Мы как-то обедали у Юсуповых. Они жили по-царски. За стулом княгини стоял расшитый золотом татарин и менял ей блюда. Мне помнится, что стол был очень красиво накрыт и что были очень красивые тарелки датского фарфора. В столовой было большое зеркальное окно с прекрасным видом на Ай-Петри»
Великий князь Гавриил Константинович вспоминал о посещении Юсуповых в их крымском имении: «Мы как-то обедали у Юсуповых. Они жили по-царски. За стулом княгини стоял расшитый золотом татарин и менял ей блюда. Мне помнится, что стол был очень красиво накрыт и что были очень красивые тарелки датского фарфора. В столовой было большое зеркальное окно с прекрасным видом на Ай-Петри»

Нет, интрижки между русским монархом и обворожительной княгиней не было, была лишь дань восхищения, отдаваемая непревзойдённой красоте. Известна записка графа В. А. Соллогуба княгине З. И. Юсуповой: «Его Императорское Величество выразил желание, княгиня, иметь Ваш портрет».

Через три года после замужества, в 1830 году, у Зинаиды Ивановны начался роман с офицером Кавалергардского полка Николаем Андреевичем Жерве. Долли Фикельмон упомянула об этом в своём дневнике с присущим ей тонким ядом: «Не менее заметен и чересчур затянувшийся и всепоглощающий флирт очаровательной княгини Юсуповой с Жерве, офицером Кавалергардского полка. Она вызывает всеобщий интерес, ибо молода духом, как, впрочем, и годами, весёлая, наивная, невинная. С удивительным простодушием отдалась она во власть своего чувства. Она словно не видит расставленной перед ней западни и на балах ведёт себя так, будто на всём белом свете только они вдвоём с Жерве. Он очень молод, с малопривлекательным лицом, во всяком случае, незначительным, но очень сильно влюблен, постоянен в своем чувстве и, может, более ловкий, чем его считают».

Наконец, слухи о романе доходят до ушей мужа. Вопреки мнению, согласно которому Борис Николаевич предоставил жене полную свободу, это известие выбило почву из-под его ног. Предоставим слово вездесущей Дарье Фёдоровне: «Ореол весёлости, окружавший его красивое и столь молодое лицо, вдруг разом исчез. Боюсь, что причина этому Жерве».

Кристина Робертсон. «Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой», 1849-1850 годы. Краснодарский Краевой художественный музей
Кристина Робертсон. «Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой», 1849-1850 годы. Краснодарский Краевой художественный музей

Николай Жерве, не желая компрометировать возлюбленную, спешно покидает Петербург. Молодой кавалергард подавлен, угрюм, его одолевают мрачные мысли, и, по свидетельству князя Михаила Лобанова-Ростовского, «у него такой вид, как будто он погибнет в первом же деле». Так и случилось: во время экспедиции в Большую и Малую Чечню Жерве был ранен и скончался после двухмесячной болезни.

Кончина совпала по времени с гибелью на дуэли Михаила Лермонтова, с которым Николай Жерве общался в военном лагере под крепостью Грозной и участвовал в одной экспедиции. Упоминая их обоих, императрица Александра Фёдоровна пишет 7 августа 1841 года своей подруге и фрейлине Софье Александровне Бобринской: «Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды».

Бальные платья молоденькой Зинаиды Нарышкиной, 1826–1827 гг. Тюль, атлас, шелк, ленты. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бальные платья молоденькой Зинаиды Нарышкиной, 1826–1827 гг. Тюль, атлас, шелк, ленты. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Продолжение следует:

Вас может заинтересовать:

Ранее:

©ГалопомПоЕвропам

До встречи на канале!

Варвара Ивановна Ладомирская. Портрет кисти Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрен, около 1800. Одно из писем маленькой Зинаиды к матери начиналось так: «Письмо от Зенички. Ягодка мама. Хорошенькая моя»
Варвара Ивановна Ладомирская. Портрет кисти Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрен, около 1800. Одно из писем маленькой Зинаиды к матери начиналось так: «Письмо от Зенички. Ягодка мама. Хорошенькая моя»
Иван Николаевич Римский-Корсаков, фаворит Екатерины II, отец Варвары Ладомирской, дед Зинаиды Ивановны Юсуповой. Славился красотой, и, хотя был совершенно невежественен, так играл на скрипке, что «все – не только люди, но и животные – заслушиваются его игрой». Был удалён от двора за интрижку с графиней Прасковьей Брюс, затем влюбился в Екатерину Петровну Строганову, известную светскую красавицу, которая была замужем и старше Римского-Корсакова на 10 лет. С ней имел двух сыновей и двух дочерей
Иван Николаевич Римский-Корсаков, фаворит Екатерины II, отец Варвары Ладомирской, дед Зинаиды Ивановны Юсуповой. Славился красотой, и, хотя был совершенно невежественен, так играл на скрипке, что «все – не только люди, но и животные – заслушиваются его игрой». Был удалён от двора за интрижку с графиней Прасковьей Брюс, затем влюбился в Екатерину Петровну Строганову, известную светскую красавицу, которая была замужем и старше Римского-Корсакова на 10 лет. С ней имел двух сыновей и двух дочерей