В Иркутске находится один из самых необычных музеев Сибири – Музей тюремного быта.
В музей можно попасть только по специальному разрешению, потому что это действующий СИЗО. А главный экспонат центральной экспозиции – фигура адмирала Александра Колчака. Восковая копия установлена в той самой камере, где Верховный правитель России находился с момент ареста и до расстрела. Тело Колчака после расстрела спустили в прорубь в том месте, где речушка Ушаковка впадает в Ангару.
Экспозицию Музея тюремного быта вполне могла дополнить картина гениального русского художника Ивана Крамского «Неизвестная». Какая связь между следственным изолятором и персонажем известного полотна?
Оказывается, дочь Крамского Софья, которая изображена на картине, отбывала часть своего срока в Иркутске.
Она была единственной девочкой в семье Крамского, от того, наверное, самой любимой. В детстве Софья была этакой серой мышкой. Сохранились воспоминания дочери Павла Третьякова Веры. «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая в живописи… В 16-17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая».
Софья много путешествовала с отцом, у него же брала уроки живописи. Сам Крамской писал: «Дочь моя начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».
Альберт Бенуа всерьез ухаживал за Соней, но в свои 30 лет он казался девушке чуть ли не стариком. В итоге судьба так распорядилась, что сама Софья вышла замуж, когда ей было почти 35 лет, ее избранником стал юрист Георгий Юнкер.
Юнкер – Крамская была признанной портретисткой, а в свободное время помогала мужу собирать материал о декабристах. К сожалению, книга так и не увидела свет. Началась революция. Софья Ивановна как могла старалась приспособиться к новым условиям, поступив на работу в художественно-реставрационные мастерские Главнауки. В Петрограде жили ее многочисленные знакомые дворянского сословия. Лишенные жилья, имущества, они нередко голодали, и Софья старалась помогать бывшим фрейлинам. Финансами Крамская не располагала, но старалась устроить женщин переводить тексты, печатать на машинке, словом, на любую работу, чтобы выжить. Сердобольность вышла ей боком.
Софья Юнкер-Крамская была арестована 26 декабря 1930 года, по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Софье вменяли ни больше, ни меньше «контрреволюционную группировку из числа бывшей знати, ставившей себе целью проведения своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях». Проходившие по делу свидетели, говорили, что Софья была набожной женщиной, и это обстоятельство только усложняло ей жизни. В стране воинствующих безбожников религиозный человек автоматически записывался в чуждые советской власти элементы.
Художницу приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. На нервной почве Софью разбил паралич. Подлечив в лазарете, женщину все равно отправили по этапу в Иркутск. Непонятно, как в таком состоянии она вообще перенесла дорогу. Здоровье ухудшалось, и Юнкер - Крамскую вскоре отправили в Канск, а потом в тюремную больницу в Красноярск. В октябре 1931 года узница, находясь в отчаянном положении, написала письмо Пешковой.
Екатерина Ивановна долгое время возглавляла Политический Красный крест, а в 1922 году возглавила «Помощь политическим заключенным», единственную правозащитную организацию в СССР, просуществовавшую до 1937 года. Софья просила предоставить работу. Несмотря на второй удар, в результате которого отнялась левая часть, женщина готова была работать. «Я пишу портреты, плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, языки. Работать могу и люблю… Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого...»
После пересмотра дела в марте 1932 года, Софья Ивановна Юнкер – Крамская вернулась в Ленинград. Через год женщина умерла при странных обстоятельствах, якобы уколов палец во время чистки рыбы. Через 56 лет ее реабилитировали за отсутствием состава преступления.