Уважаемые подписчики в опросе по поводу "разрушения мифов" выбрали самым интересным для краткого опровержения очень популярный миф о "немытой Европе". Дескать, в средневековой Европе никто (почти никто) не мылся, бань не было (в отличие от Руси), да и вообще, считалось греховным блюсти гигиену. Что я могу сказать по этому поводу?
Сначала тезисно. Данные утверждения - абсолютно упоротый бред, который могут излагать только два типа людей: 1) те, кто вообще не знаком с медиевистикой, 2) тролли. Пресловутый Абсентис, автор одиозного труда "Христианство и спорынья", безусловно, относится к последним. Так, а что по фактологии? Как и предупреждал ранее, я готов написать серьёзную научпоп-статью, но это со временем, и смотря по отклику аудитории. Пока что, ограничимся самым общим взглядом, и некоторыми примерами.
Бани в Европе были. Более того: бань было много. Например, описание 1249 года сообщает следующее: в 150-тысячном Париже работает 26 общественных бань, в режиме "6 дней в неделю". Это не чьи-то воспоминания, а достоверный документ: столичный чиновник описывал учреждения, облагаемые королевским налогом. В Париже имелся устав банщиков: "Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха..."
В уступающей огромному Парижу размерами Вене бань во времена Высокого Средневековья насчитывалось 29 - опять же, согласно отчётной документации. Не будут утомлять перечислением статистики по другим городам, скажу лишь, что простейшее исследование вопроса даёт результаты в десяток-другой бань в любом приличном городе Западной Европы. Обратимся, например, к Bjarkoaratten - общему городскому кодексу Швеции, написанному в 1345 году. В нём содержится следующая информация:
"Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатит двойной штраф. ... Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасёт свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен."
То есть, баня не просто существует: она является ещё и особенно важным объектом городской инфраструктуры, преступления на территории которого караются строже обычного. Аналогичный момент есть и в знаменитом "Саксонском зерцале", и в Валенсийском Кодексе.
Заметьте: я даже ни слова не сказал пока о нарративных источниках, которых по теме просто прорва, для любой средневековой страны. Документы-то весомее будут.
Скажу лишь о том, что воспоминания о посещении купален оставил, например, кардинал Матеус Шинер - это к вопросу о "христианство запрещало". А Титмар из Мерзенбурга, как свидетельствуют источники, поступал так: "Для тех из них, кто был болен, он носил из долины воду, готовил баню, доставлял чистое бельё и всё, в чём нуждалось тело, а затем отпускал их с миром." Насчёт духовенства также есть документы - устав ордена августинианцев, например: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех..."
А что с изобразительными источниками? Их колоссальное количество: изображающих и общественные бани, и мытьё дома - как людей богатых, так и простых. Некоторые примеры я прикрепил к посту. Что там говорить, на средневековом гербе города Баден мужчина и женщина, как ни странно, принимают ванну.
Практически на всём протяжении Средневековья, в Европе постоянно прослеживается крупное производство мыла. Производят везде: от Кастилии, до той же Венгрии. В 1370-х года Давен Крескас, марсельский еврей, на торговле мылом сказочно разбогател: источники говорят, что он "считался одним из крупнейших марсельских промышленников". Клиентов, видимо, было хоть отбавляй. И мыло, видать, получалось хорошее.
Если всё это вас не убедило, процитирую одну из важнейших книг по медиевистике - "Структуры повседневности" Фернана Броделя:
"Бани были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали банями в подвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами."
Надеюсь, что господин Бродель в исторической науке немного авторитетнее Абсентиса в ваших глазах, дорогие читатели.
Словом, свидетельствам наличия в Средневековье и бань, и тяги к гигиене вообще, несть числа. Но откуда же берётся миф? Ведь любители рассуждать о "немытой Европе" приводят всякие цитаты о церковных запретах, о мывшихся два раза в жизни королях...
Ответ до смешного прост. Эти люди банально не умеют правильно читать исторические источники - особенно, нарративного характера, либо же читают неверные их интерпретации. А то и ещё хуже: читают невесть кем, как и когда сделанные переводы на русский. Как допускаются ошибки? Один из примеров я уже разбирал вот здесь: https://vk.cc/5C6Afg (там же рассказано и вообще о банях в университетских городах)
Но обычно всё ещё проще, и дело даже не в обтекаемых формулировках по щекотливым вопросам. Возникают три классические проблемы:
1) Не владея источниковедением, не имея навыков чтения средневекового текста, неподготовленному человеку не удаётся увидеть границы между действительным изложением каких-то фактов, и типичной для средневекового текста образностью и иносказательностью. Ну, к примеру, хронист может сообщить вам о том, что некий человек не нуждался в мытье, дабы тем подчеркнуть его безупречную моральную чистоту. Есть и масса других вариантов, целью этого поста не является подробно все их пересказать. Нужно просто уяснить одно: изложение фактов средневековым автором несколько отличается от того, как это делаем мы. Оттуда и одинаковые тексты для описания разных битв в летописях, и приколы вроде "в разгар битвы с индейцами в неба спустился Святой Сантьяго, и только так мы победили", и так далее.
2) Как ни странно, в Средневековье тоже были свои Милоновы. Если некий церковный иерарх в неком тексте призывает людей к чему-то - это ещё не означает ни того, что наставления будут исполняться, ни того, что их автора не сочтут идиотом.
3) Любой из вас, зайдя в метро, может убедиться: и сегодня у многих с гигиеной дела обстоят так себе. Более того: вы можете написать об этом в блоге, и ваша запись станет... фанфары... ИСТОРИЧЕСКИМ НАРРАТИВНЫМ ИСТОЧНИКОМ! Который вполне могут изучить лет через сто. Сделав какие-то выводы, в меру своей компетенции.
На самом деле, мифы о церковных запретах следует разбирать отдельно (как-нибудь, возможно, займёмся). Отдельно надо поговорить и о чуме, которая, в сознании последователей Абсентиса, как-то связана с количеством бань (ну, не знают люди о механизме передачи данного заболевания). В частности, о том, что якобы бани-то Русь от чумы и спасли (спойлер: не спасли, на Руси тоже были ужасающие эпидемии чумы, в том же Киеве).
Завершая пост, скажу и ещё об одном. Безусловно, санитарная обстановка в средневековых городах, по современным меркам, была очень плохой. И без сомнения, люди не могли так же тщательно соблюдать гигиену, как мы с вами.
Желаете понять, почему? Это очень просто: перекройте дома водопровод. Зимой. И займитесь какой-нибудь физической работой, часов на 8-10 в день. Воду для мытья носите в вёдрах (если силы останутся), постаравшись найти в городе источник чистой. И да, грейте на дровах. Ознакомившись сначала, сколько топливо в Европе той эпохи стоило. Удачи!
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!