Найти в Дзене

Как умирала Река. Заключительная часть

Автор Baveman

-2

Река Гладышевка иногда неспешная, а порой и быстрая порожистая берет свое начало из Гладышевского озера.

-3

Протяженность ее составляет порядка тринадцати километров или чуть больше. В среднем и нижнем течении она довольно извилистая. Думаю, что с каждым поворотом реки от, Черной и до Сопок найдется у меня своя история, найдется какой-нибудь случай, любое место на реке памятно, достаточно только выйти на поворот реки или на ее берег. Вот уже на протяжении где-то пятидесяти лет я наблюдаю за этой рекой, правда, в последние несколько лет я там не появлялся. Что сейчас с ней, в каком она состоянии? А ведь были времена когда, переходя реку вброд, я наклонялся и пил кристально чистую прозрачную воду, а бывало и такое, что руки мыть в ней было опасно! Очень сильно изменилось сама река, если раньше, году так в семидесятом семьдесят пятом река была намного шире и намного полноводнее, то теперь она значительно обмелела и сузилась. Помню пацанами ходили на Черную, немного выше железнодорожного моста, ловить на донки, так свинцовая «ложка» после заброса опускалась до десяти секунд! Теперь же там где были глубокие омута все давно и очень сильно обмелело. Конечно, разбираться в причинах обмеления реки я сейчас не стану это лишь одна из ступенек к ее обеднению по рыбным запасам. Я сейчас хочу рассказать в этой заключительной своей части, почему в названии присутствует слово «умирала». Но сначала все по порядку.

Как я и писал ранее, рыбы в реке было предостаточно и разнообразие ее тоже было большим. Как только ее не ловили. На удочку, на спиннинг, жерлицы, донки, черпали подсачеками, багрили тройниками, гнали рыбу по перекатам вниз в поставленный бредень. Даже видел еще лет в десять как травили ее, и ниже черпали сачками. И, конечно же, все это не могло не сказаться на ее численности. И вот год от года началось ее постепенное сокращение. Как всегда происходит это не заметно и постепенно.

Какая рыба исчезла первой сейчас я уже и не вспомню. Но вот почему исчез гольян, который не представлял никакого ни практического, ни спортивного интереса понять трудно. Возможно, качество воды стало намного хуже. Еще году в семьдесят четвертом мы стали замечать летом на дне мертвых налимов, они были заметны в воде лежавшими кверху светлыми животами. Если в моем детстве ручейника в реке было «хоть пруд пруди», то теперь его в реке почти не осталось. Возможно, все взаимосвязано и с уменьшением каких-то водных обитателей и видов рыбы все это сказывается и на остальных. Если вода в Гладышевке, где-то в конце восьмидесятых начале девяностых была полностью непригодной для жизни живых организмов и рыбы, то в Рощинке еще была вполне не плохой.

На берегу Гладышевки в поселке Сопки располагалась свиноводческая ферма, может она и сейчас еще существует, не знаю.

Мы еще пацанами, когда ходили вверх по Гладышевке, то замечали недалеко от правого берега выжженные мертвые зоны. Это сливали свиной навоз прямо на землю в лесу. Позже в конце восьмидесятых я, периодически подходя к реке, ощущал резкий запах свиных фекалий и окрашенную воду грязно-желтого цвета. То, что произошло позже, можно было описать как экологическая катастрофа. Повторяю, точный год не скажу, все это район девяностого, но то, что я видел собственными глазами, это было ужасно.

В то время я жил в городе и за город приезжал только изредка. Но однажды приехав, и решив пройтись со спиннингом по Гладышевке я заметил странную картину. В воде повсюду, где это можно было увидеть не ветках, корягах, камнях все было покрыто слизью. Никакой водной растительности не наблюдалось. Везде колыхались на течении странные слизеподобные длинные образования. Не то, что я не увидел ни одной какой-нибудь рыбки, даже водомерок, по-моему, не было. Река была полностью мертва, и даже на Черной речке чуть ниже слияния было подобное, правда далеко вниз я не ходил. В последующие годы все это исчезло, но река в то время была полностью вытравлена.

Еще в каких-то там девяностых или может чуть позже на Черной речке у бывшего поста ГАИ ниже шоссейного моста очень активно использовалось рыбацкой бригадой, ниже песчаного пляжа по левому берегу, постановка огромного закола во всю реку и весной и осенью. Сколько лет они там выгребали всю рыбу, идущую на нерест, не знаю, но только вверху даже плотвичку небольшого размера поймать было очень сложно. Видимо когда уже ставить закол на реке стало не рентабельно, его убрали и в дальнейшем, по каким-то причинам уже больше не ставили. Когда рыбы в реке почти не осталось, то интерес к ней у рыбаков почти полностью пропал, она была предоставлена сама себе. И тогда постепенно она стала возрождаться.

В каком-то двухтысячном году пошел я по весне на свой любимый камень на порогах. Плотвы не было, но одну рыбку я все же поймал – то была форелька грамм на двести пятьдесят, которую я, конечно же, отпустил. А еще годом позднее в этой заводине я поймал пескаря, приличных размеров. Я бы подумал, что это какая-то случайность, но следующей рыбкой был такой же пескарь! Удивлению моему не было предела. Во первых раньше до двухтысячных никогда пескарь в реке не попадался, а во вторых пескарь любит чистую воду – был приятно удивлен. Они так же были, разумеется, отпущены.

Со временем и плотва появилась, следом и щука. Однажды ловил нахлыстом плотву по весне на «обрыве». Попалась довольно больших размеров грамм четыреста. А еще в тот же день помогал рыбаку там же взять леща на два с лишним. Раньше лещ был большой редкостью. А вот с язем ситуация не улучшилась, возможно нужно больше времени. Все это не может не радовать. Но есть, и негативные моменты находятся люди, которые пытаются сейчас ловить рыбу любыми доступными способами и даже варварскими. Несколько лет назад я еще бывал на Рощинке по весне. Ностальгия так сказать, не ради рыбы конечно, а просто для удовольствия, для того что бы увидеть жизнь реки. Так вот от «обрыва» и вверх на порогах каждый раз наталкивался на подобное

-4

Конечно же, все мережи доставал и сминал, выбрасывая их и вводу и в кусты, но на следующий год обнаруживал новые. Рыба в них почти вся всегда была мертвая, отпускать удавалось единицы.

Интересный случай произошел в две тысячи десятом году. Может к рыбалке он и не относится, но очень интересный.

Если помните в тот год в июле в Санкт-Петербурге и Ленинградской области стояла очень сильная жара. Температура в Гладышевке поднималась до плюс двадцати четырех градусов, а в береговой зоне Финского залива до тридцати и более градусов!

Выхожу утром искупаться, подхожу к реке и вижу удивительную картину. Вся вода буквально кишит мальками уклейки, их было настолько много, что когда я плавал по реке на спине, они буквально переплывали через меня. Я подумал сначала, что они тут почему-либо собрались в этом месте, но когда я прошел по реке и вверх и вниз и увидел по всей реке такое, я подумал что это какой-то коллапс – нашествие уклейки. Потом я понял, что они пришли с залива в более прохладную воду.

-5
-6

Конечно же, на следующий год в реке уклейки не стало больше, но зато я узнал, что такое много рыбы. Казалось что ее больше чем воды!

Не знаю какова сейчас ситуация на реке, может кто знает, напишет? Знаю только что река Рощинка, Гладышевка и Черная постепенно возвращаются в свое нормальное состояние. Была бы чистой вода, это касается и Рощино и Сопок и всего того, что влияет на экологическую обстановку. Это касается и рыбаков, которые бездумно и массово вылавливают и истребляют рыбу. Сколько таких водоемов, которые нуждаются в защите от человека и для человека же?..

Конечно, много чего осталось не перенесенным из моей рыбацкой памяти сюда, но думаю, что суть все же удалось передать. Сожалею, что много фотографий не смог вставить некоторые детские со временем пропали, некоторые пропали благодаря дополнительному жесткому диску, хотел что-то взять из Facebooka, так похоже, что сейчас он заблокирован.

Всем спасибо, кто осилил все мои части спасибо вам за ваши высокие оценки. На этом заканчиваю свое воспоминание. И надеюсь, что еще увидимся…

Опубликовано на сайте ПКР в разделе Блоги