Нас не проведешь. Мы-то знаем хитрости всех этих мамкиных журналистов и блогеров.
Да, телевидение отлично промывает мозги. Только не нам. Ведь мы-то в курсе, что оно промывает, потому лучше защищены.
Между нами говоря, окружающие смахивают на стадо овец. А мы – хоть порой и способны поменять точку зрения – движемся своим путем.
В общем, говоря о когнитивных ошибках, мы тревожимся не за себя, а за других.
Дэвисон описывал случай времен Второй мировой – японцы, во время боев за Иводзиму, сбросили листовки на расположение частей армии США, где большинство рядового состава были темнокожими. Текст гласил что-то вроде: «Солдаты, это – война белых. Зачем вы здесь? Бунтуйте и бросайте оружие». В итоге войсковую часть отвели. Не из-за афроамериканцев – им было в общем-то плевать. Испугались белые, решившие, что «цветные поддадутся и восстанут».
Это эффект третьего лица при восприятии когнитивных искажений. Мы верим в существование заблуждений психики, но полагаем, что к нам это не относится. Точнее считаем, что окружающие подвержены им сильнее. Ход мыслей примерно следующий: "Вот Олег – тот действительно предвзят по отношению ко мне. А я стараюсь вести себя справедливо, хоть это и сложно".
Эффект необыкновенно полезен и журналистам, и маркетологам. Просто потому, что в силу него люди преуменьшают влияние рекламы на себя. Чувствуют себя более защищенными – и поэтому становятся более уязвимыми. «Только обжоры клюнут на эту рекламу», - думаем мы. А проголодавшись, заскакиваем за бургером.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://music.yandex.ru/album/20154137
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты