Перед погрузкой судна подсчитываются ROB и OBQ. OBQ - это сокращение от On Board Quantity, что на английском языке означает количество перед погрузкой. Это означает количество нефти, воды, шлама и отложений в грузовых танках на судне, а также в подключенных соединительных линиях и насосах до начала погрузочных операций. ROB - это сокращение от Quantity Remaining On Board, что на английском языке означает количество после разгрузки. Это означает количество нефти, воды, шлама и отложений в грузовых танках судна, а также в подключенных соединительных линиях и насосах после завершения процесса разгрузки.
После подсчетов шлангуется судно к манифолдам с помощью стендеров, после этого начинается погрузка. При погрузке одного сорта груза даются 3 шланга и распределение груза идет с помощью присоединение трех шлангов к первой, второй и третей группе танков через манифолд, путем открытия самих манифолдов, после них открываются спады (клапаны сброса) и распределяются на свои линии танков. Все танки находятся в линейной группе, между танками стоят перемычки клапанов двойной соверизации, они предназначены для того чтобы при погрузке одного типа груза открывались все танки, а при погрузке 2 либо 3 типов груза отсекаются на свои группы танков с тем чтобы суда могло залить в определённой группы танков определённый груз в этом случае клапана двойной северизации закрыты. После того как пошёл груз желательно, если слопы включены в погрузку, их заполнить первыми, но когда осталось 6-8 часов основного груза, так как во время погрузки отдаётся балласт судно идёт на всплытие бывает, что балластные насосы опережают производительность погрузочных-разгрузочных насосов, судна всплывает возникает качка и слопы могут разлить часть груза на палубу через ракеты (pv клапана).
За 6 часов до того, как принять груз даётся команда старпомом и вымеряется температура груза и пустоты.
Существует поплавковая и радарная системы, опасней всего поплавковая так как показания пустоты зависит от качки и скорости потока груза, возникает движение груза, а танки и система будет врать.
Полностью пустой танк 27,33м; при погрузке пустота меняется, для измерения пустоты на судне установлены танк радары, (отдача фотоэлемента от отображенной поверхности танка на обратную связь с танк радаром).
Рисунок 1 - Пустоты танков
Перед началом погрузки важно иметь пару танков открыты, если будет остановка погрузки, чтобы успеть взять пробу груза, посмотреть какого цвета груз, первую пробу берет сам сюрвейер, первая проба берётся на 50 см заполнения танка.
Когда погрузка идет к концу необходимо топинговать танки, последние замеры температуры и пустоты.
Погрузка останавливается судном или берегом. Если погрузка останавливается берегом, то вся ответственность за количество и качество груза остаётся за берегом.
Топинговка, процесс измерение прибором UTA или MNC (рулетка), определяется скорость налива (проинформировать берег, чтобы замедлили скорость, путем связи по УКВ) на подходе пустоты матрос докладывает о пустоте, даётся установка докладывать о пустотах на 50см, потом до 10, далее каждый 1см и финальная, после закрывается клапан, еще раз проверяют пустоту, докладывается и переходят на другой танк.
Рисунок 2 – Рулетка
Перед проведением грузовых операций старпом и лоадингмастер подписывают договор сторон, кто останавливает, какая будет производительность, и т.д.
После окончания погрузки определяется количество груза на борту.
Во время налива необходимо следить за давлением, если находится инертный газ, то ему следует куда-то выходить, если нет хобота сдачи паров, то в атмосферу.
Oxygen monitoring alarm система сдачи паров
Рисунок 3 - Система сдачи паров
Рисунок 4 - Система перелива
Давление всегда должно в пределах нормы и не опускаться ниже 200 мм.вод.столба, давление в танках должно поддерживаться при 700мм.вод.столба, но если превысило, то открывается мастрайзер(ручной, регулятор давления в танке).
Рисунок 5 - Характеристики клапанов
Выгрузка груза
Свободная поверхность возникает в случае, если танки заполнены не полностью и возникает свободная поверхность для предотвращения движения груза в танке имеются рёбра жёсткости и находятся под палубой они располагаются так чтобы при крене судна сила перемещения груза уменьшалась.
Рисунок 6 - Ребра жесткости
Замеры температуры производится на двух уровнях, и величина усредняется. После погрузки танки используют рулетку UTA или MNC, когда рулетка касается груза идёт постоянно звуковой сигнал, а при касании с водой прерывистый сигнал.
Рисунок 7 - Замер температуры
Рисунок 8 - Звуковые контакты на рулетке
В ISGOTe есть сравнительная характеристика безопасной перевозки груза.
Безопасные условия перевозки нефти является нахождение нефти в её безопасной среде — это зависимость кислорода и инертного газа.
Опасная среда начинается от 12% кислорода до 21% и более также от 2% гидрокарбона и заканчивая 10% и более.
Рисунок 9 - Зависимость кислорода и инертного газа
После окончания погрузки замер происходит через 30 минут связан с появлением потока электризации при касании создаётся искра и этого достаточно чтобы танкер мог взорваться.
За час до операции подготавливаем насосы для прогрева после этого соединяем настраиваем линию закрываем спады открываем Master Disaster велв. Спады закрыта чтобы не было рециркуляция груза. Спады нужны чтобы одним насосом подкачивать горячий груз с тем, чтобы он не замёрз в холодном климате
Настраиваем линию по нижнему кроссоверу.
Соединяем танкам с помощью нижнего кроссовера далее, cоединяем все насосы танка с помощью коммон лайн, чтобы насосы имели одинаковое давление открываем танки и клапана насосов для поступления в него груза обычно открывает сразу пару танков.
С машинного отделения переводим управления насосами на себя и открываем манифолды дисчардж велв поворачиваем на выгрузку после команды о выгрузке.
На мониторе смотрим за изменением ухода груза далее открываем вспомогательные пары танков.
За 2-3 дня до выгрузки проводим тест на давление.
Выдавать груз необходимо ёлочкой для контроля перегибает прогиба время выгрузки берём балласт собираем через 1 танк надо наливать в тот же танк. Из носовых убираем, заполняем носовые танки балластом.
Рисунок 10 - Грузовая система
Рисунок 11 - Грузовая система
Обязанность судна и терминала
Между танкером и терминалом должно поддерживаться как минимум почасовая связь, обычно для передачи данных о грузе друг другу и проверки того, что все находится под контролем. Если по какой-либо причине эта связь нарушена, все операции по перевалке грузов должны быть приостановлены до восстановления связи.
Перегрузка груза должна начинаться медленно, пока не будет подтверждено, что груз достигает назначенных танков. Грузовой шланг и территорию вокруг терминала следует проверить на герметичность. Когда будет подтверждено, что вся система работает правильно и открыто достаточное количество танков, чтобы принять полную скорость загрузки, скорость может быть увеличена терминалом до максимальной скорости, указанной для танкера.
Танкер должен заранее сообщить терминалу, когда они планируют заменить или долить грузовые танки во время перегрузки груза. Во время смены танков или доливки должен проводиться усиленный мониторинг давления, и терминал должен сообщать танкеру, если наблюдаются какие-либо быстрые изменения давления.
Вахта на терминале и на танкере должна постоянно контролировать операцию по перевалке груза. Экипаж как на терминале, так и на обычном танкере должен оставаться в резерве для обеспечения работы и безопасности. Как на терминале, так и на танкере давление в коллекторах и количество перегруженного груза должны регистрироваться через регулярные промежутки времени, и эти цифры следует сравнивать. Любое несоответствие между количествами на танкере и терминалам должно быть немедленно расследовано. Если разница в показателях груза между терминалом и танкером является чрезмерной могут потребоваться обширные проверки. Это может включать более частые сравнительные проверки с синхронизированными часами, пересчет с учетом последних температурных перепадов, остановку перегрузки груза и / или визуальные проверки морской поверхности вокруг терминала, шланга и танкера. В конце перегрузки груза важно, чтобы клапаны и трубопроводы танкера оставались открытыми до тех пор, пока поток полностью не прекратится. Экипаж танкера должен дождаться подтверждения от терминала, прежде чем закрыть клапаны танкера. Груз должен быть обследован и задокументирован в соответствии с практикой танкеров.
Погрузка судна.
Когда план погрузки груза согласован, капитан и представитель терминала должны подтвердить метод грузовых операций, чтобы гарантировать отсутствие чрезмерных нагрузок на корпус и обменяться информацией, чтобы избежать любого структурного повреждения судна.
Мониторинг погрузочно-разгрузочных операций и эффективная связь между терминалом и судном должны поддерживаться в любое время, особенно во время окончательной загрузки судна.
При эксплуатации важно, чтобы и мастер, и представитель терминала имели информацию об общем загруженном количестве груза.
По завершении погрузки капитан и представитель терминала должны письменно согласовать, что судно было загружено в соответствии с планом погрузки, включая любые согласованные изменения.
Капитан должен сообщить представителю терминала о любых отклонениях от плана загрузки или любом другом вопросе, который может повлиять на погрузку груза.
Капитан должен обеспечить тщательный надзор за операцией погрузки и судном на заключительных этапах погрузки. Капитан должен сообщить представителю терминала, когда должна начаться окончательная загрузка судна, чтобы учесть стекание груза.
Представитель терминала должен сообщить капитану о любом изменении согласованной скорости погрузки, а по завершении каждой заливки представитель терминала должен сообщить капитану о загруженном весе и о том, что погрузка груза продолжается в соответствии с согласованным грузовым планом.
Ни при каких обстоятельствах Терминал не должен превышать максимальную скорость загрузки, согласованную согласно Плану погрузки.
Выгрузка.
Мониторинг и эффективная связь между терминалом и судном должны поддерживаться постоянно.
По завершении выгрузки капитан и представитель терминала должны согласовать в письменной форме, что судно было выгружено в соответствии с согласованным планом.
Для обеспечения эффективного мониторинга выполнения плана выгрузки груза капитану и представителю терминала важно иметь информацию об общем выгруженном количестве.
При балластировке одного или нескольких танков капитан и оператор терминала должны учитывать возможность выброса легковоспламеняющихся паров из танков.
Представитель терминала немедленно получает предупреждение, если в процессе выгрузки возникла опасная ситуация или существует вероятность ее возникновения.
Капитан должен обеспечить тщательное наблюдение за заключительными этапами разгрузки, чтобы убедиться, что весь груз выгружен.
Представитель терминала должен следовать согласованному плану разгрузки и проконсультироваться с капитаном, если есть необходимость изменить план.
Скорость и последовательность разгрузки не должны изменяться терминалом.
Представитель терминала должен следить за погодными условиями и предоставлять капитану прогноз любых местных неблагоприятных погодных условий,
Капитан судна несет ответственность за открытие и закрытие всех клапанов, а также за безопасность персонала, оборудования и груза на борту судна.
Пример расчета количества груза на судне
Самый быстрый способ определения.
Найти сколько груза сможет поднять судно по гидростатическим таблицам если Light ship = 21,881 т
Запасы = 8,990 т
Первым делом находим водоизмещение по осадке судна 16,64 м = 164494т
Находим DWT = D – Light ship = 164494 – 21881 = 142613
Далее, чтобы найти количество груза необходимо DWT – запасы = 142613 – 8990 = 133623 т.
По калибровочным таблицам найти объемы при пустотах в грузовых танках, при взливах в балластных танках.
Риски при операциях в грузовых терминалах
Опасности с потенциально самыми высокими рисками, связанные с перевалкой грузов с морского терминала на обычные танкеры, включают:
― столкновение терминала с танкером во время подхода;
― столкновение терминала с танкером при швартовке;
― столкновение терминала с танкером во время отшвартовки;
― отказ терминального швартовного троса;
― выход из строя грузового шланга при перегрузке груза.
Дополнительные опасности могут включать:
― обычная потеря тяги или рулевого управления танкером при подходе, швартовке или отходе;
― столкновение танкера с другими полевыми сооружениями или судами;
― отсутствие компетентности и / или достаточного количества экипажа танкере;
― отсутствие компетентности и / или достаточного количества персонала терминала для выполнения всех связанных с морем видов деятельности, особенно предоставления капитанов-швартовщиков для танкеров;
― пожар и / или взрыв на борту обычного танкера и / или терминала;
― крушение вертолета на терминале или обычном танкере;
― инциденты безопасности на обычном танкере и / или терминале.
Должен быть составлен реестр рисков, включающий как минимум все вышеперечисленные опасности, а также любые другие выявленные опасности. Реестр рисков должен включать выявленные меры по смягчению последствий.
Типовой контрольный список для идентификации опасностей содержится в публикации Международной ассоциации производителей нефти и газа (OGP) «Руководство по управлению морскими рисками.