Найти тему
Наталья Баева

"Мир, в котором мы живём"

Чему нас учит "Колобок"? А также "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок"...

Сказки безо всякой морали, совершенно нелогичные, почти без сюжета! Но что же в них всё-таки есть?

Это - ритмичная, нередко даже зарифмованная проза, своеобразный тренажёр для развития речи, дикции. И только? А расширение словарного запаса и, в конечном счёте, кругозора?

***

Интересна в этом отношении сказка индейцев Южной Америки "Мир, в котором мы живём". Название сразу вызывает в памяти учебник "Окружающий мир", правда? Ну так сказка куда интереснее, прежде всего потому, что рассчитана на со-творчество взрослого и ребёнка.

Сюжет можно уложить в несколько предложений:

Мальчик жил со своими родителями, братьями и сёстрами, на дне глубокого ущелья, куда никогда не заглядывало солнце.

-2

Их кормила река, они любили друг друга, и не знали, что можно быть ещё счастливее. Но вот однажды в сеть попалась черепаха. Это хороший улов, но мальчуган пожалел черепаху и отпустил.

Но черепаха вернулась и принесла зёрнышко: "Посади его в землю - и увидишь, что будет!" Прорастание зерна показалось мальчугану настоящим чудом - это был дикий виноград. Цепляясь за выступы скал, он тянулся всё выше и выше...

Через год черепаха сказала своему другу: "Поднимись до самого верха - и увидишь, что будет! А я приплыву к тебе вверх по реке."

И когда ущелье осталось далеко внизу, мальчуган оказался на поляне, залитой солнцем. Со всех сторон к нему бежали зверушки: лиса и опоссум, заяц и белка, бизон и тапир...

-3

Под ногами расстилался ковер из трав и цветов, вокруг поляны - весёлый, пронизанный лучами лес, на горизонте - синие горы...

- Что это?!

- А это цветы. Вот орхидеи, вот башмачки, плакунцы. Это - травы, это деревья...

- Нет, всё вместе - что это?

- Это - МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ!

Вспомнил мальчик о своей семье, вернулся в ущелье. У него не хватало слов, чтобы рассказать о восхитительном мире, "в котором - они - живут", но его горящие глаза были красноречивее всяких слов.

И конечно все они забрались по чудесному стеблю в этот чудесный мир.

Невозможно определить, когда возникла эта сказка. Вероятно, она одна из самых древних, но и перед первобытными родителями стояла та же задача, что и перед нами: познакомить дитя с миром, в котором живём. Ясно, что звери, цветы, травы, деревья могут здесь быть любыми. Описание ущелья, реки, леса - любым. Рассказ о горах и мире за горами - ограничен только фантазией рассказчика.

Такую сказку ничто не мешает и осовременить - городскому ребёнку рассказать о селе, сельскому - о городе, маленькому северянину - о тропиках... Словом - отличный повод поговорить о чём-то кроме еды и погоды!

***

И ещё одну функцию "бессмысленной" сказки подметил в своё время Самуил Маршак: развитие критического взгляда на мир и чувства юмора! А подсказали ему этот вывод английские народные песенки, которые он взялся переводить - и перевёл блистательно. Все мы с детства знакомы с Робином-Бобином, который слопал целый город вместе с населением, с котятками в перчатках и свинками без ботинок, и с коровой, что прыгнула выше луны...

-4

Значит, не только сюжеты сказок у всех народов одинаковы (фольклористы полагают, что их всего тридцать шесть), но одинаковы и функции сказок бессюжетных", для самых маленьких. По одним и тем же законам строятся всевозможные небывальщины.

"Ехала деревня/ Мимо мужика / Вдруг из-под собаки / Лают воротА/

Выскочила палка / с бабкою в руке, / И давай дубасить / коня на мужике...

Чем это по сути отличается от небывальщины про "курицу-красавицу", которая "шила мне кафтаны, шила сапоги, / сладкие, румяные пекла мне пироги?

Уже на третьем году жизни маленький слушатель будет смеяться: "Так не бывает"!

И при этом почувствует себя уж-ж-жасно умным.