Найти тему
Манжета театроведа

Евгений Леонов в роли Лариосика – свидетельства

Два поста назад мои читатели очень заинтересовались спектаклем «Дни Турбиных» 1954 года в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. А точнее, тем, как Евгений Леонов исполнял роль Лариосика. В комментариях были и желающие увидеть своими глазами, и скептики – мол, а хорош ли был великий Леонов в этом спектакле? Его ли это роль – Лариосик?

Своими глазами мы уже вряд ли это когда-то увидим (разве что изобретут машину времени!). Но я предлагаю вам три выдержки из критических работ о Е.Леонове (как минимум одной из которых точно не найдешь в сети). Подборка завершится большим описанием леоновского Лариосика, опубликованным в сборнике «Актеры советского кино».

1) Подписчица прислала отрывок из своего издания писем Леонова к сыну. Театровед Нинель Исмаилова пишет в предисловии к книге:

«...В исполнении Леонова Лариосик был существо душевное, чистое, непосредственное в проявлении чувств, хотя смелость открыто говорить о своей любви ни в коей мере не была ему присуща. Просто в сиянии его глаз, неотступно следующих за Еленой и всегда в смущении опускающихся, как только взор её обращался к нему, было всё-всё сказано. Не любить, не жалеть леоновского Лариосика было невозможно. Но главным был тот особый мир, который нёс в себе его герой. Едва появлялся Леонов, как все — на сцене и в зале — до осязаемости реально ощущали этот дивный, особенный мир — мир душевной щедрости и чистоты».

(Выходных данных у меня сейчас нет, но в достоверности текста не сомневаюсь – отдельные фразы из него цитируют то там, то тут в статьях о Леонове. За полный текст отрывка спасибо OLGA IVANOVA!).

2) Марк Захаров в книге «Контакты на разных уровнях» пишет:

«Начало нашего знакомства относится к тем далеким временам, когда Евгений Павлович Леонов, блистательно играя Лариосика в «Днях Турбиных», гастролировал с Московским драматическим театром имени Станиславского в Перми, а я делал безуспешные попытки устроиться в эту столичную труппу.

Т.Гурко (?) - Елена. Е.Леонов - Лариосик.
Т.Гурко (?) - Елена. Е.Леонов - Лариосик.

По рассказам очевидцев, художественный руководитель театра замечательный русский актер и режиссер Михаил Михайлович Яншин с особым педагогическим мастерством передал молодому актеру секреты своего неувядающего искусства. Лариосик был сыгран некогда самим Михаилом Михайловичем — участником знаменитого мхатовского спектакля. Талантливый и своенравный ученик играл с уважением к «первоисточнику», но во многом по-своему…

Леонов — Лариосик врезался в память, ошеломил, как необычайной яркости театральный праздник. Смешной, беззащитный человек, уморительный и трогательный до слез, поднявшийся в моем сознании к той запредельной высоте, когда человеческая наивность обретает черты вселенской доброты и, стало быть, мудрости. Наверное, мудрость человеческая не есть сумма знаний и даже не качество интеллекта, скорее, свойство страждущей души…».

3) Историк кино Марк Кушниров в 1971 году написал большой актерский портрет Евгения Леонова для альманаха «Актеры советского кино». Выдержку из этого, на мой взгляд, замечательного и подробного текста публикую здесь. Думаю, она поможет нам увидеть леоновского Лариосика – если не своими глазами, то глазами Кушнирова:

«На сцену, в уютную комнату с кремовыми шторами очень решительно шагнул толстый, закутанный в шубу юноша и робко замер на пороге. что-то трогательно проскулил, споткнулся, попятился и сразу обезоружил присутствующих (на сцене и в зале) своими невинными застенчивыми глазами, своей провинциальной галантностью и неуклюжестью.

-3

Это был Евгений Леонов. Вместе с его Лариосиком в дом, истерзанный войной, входило что-то милое, старое, дорогое – немножко нелепое и неуместное и в то же время такое надежное, вечное. Такое успокоительное. Елка, какие-то учебники, очаровательная полудетская влюбленность в молодую хозяйку – и, само собой, готовность тут же, не сходя с места, жениться на ней.

Казалось, Яншин играл то же самое. Однако в рамках одной и той же характерности возможны вариации.

М.Яншин - Лариосик. МХАТ, 1926 г.
М.Яншин - Лариосик. МХАТ, 1926 г.

У Леонова не было живости, проворства, потаенного озорства Яншина, такой откровенной комичности. Леонов был и мягче и спокойнее – этакий добродушный увалень, баловень в отроческом возрасте. Неверные движения, неокрепший голос – вот-вот пустит петуха. Яншин был конкретнее социально – он выходил в гимназической куртке, Леонов – в черной паре, с мягким широким бантом – выглядел, как нам кажется, чуточку отвлеченнее от времени действия и, стало быть, несколько обобщеннее.

Тому были свои причины: и субъективные – данные актера, и объективные – спектакль адресовался другому времени, другому зрителю.

И вот что удивительно. С тех пор утекло немало воды, спектакль сильно поблек, одряхлел. И если осталось в нем нечто живое, так это прежде всего Леонов. Не в этой ли неброской, не сразу приметной обобщенности, явившейся результатом конкретных наблюдений, заключается секрет живучести, незабываемости образов Леонова.»

(Источник: Кушниров М. Евгений Леонов - М. Кушниров//Актеры советского кино. – Вып. 7. – Издательство "Искусство", Москва. 1971. – С 134-147)

Е.Леонов - Лариосик. Н.Веселовская - Елена
Е.Леонов - Лариосик. Н.Веселовская - Елена

А на сайт «диафильмы.ру» залит оцифрованный диафильм 1976 г. «Роли Евгения Леонова», где можно увидеть фото из спектакля:

-6

-7

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))