Что такое мидпоинт?
Мидпоинт (англ."midpoint") — это середина истории (сюжета), один из инструментов автора и сценариста. Как и многие понятия в сценарном мастерстве и драматургии он не является обязательным элементом структуры.
Главное о мидпоинте
- Это место в сценарии, где историю нужно сильно встряхнуть. Если речь идет о полнометражном фильме, когда человек около часа следит за историей — удерживать внимание довольно тяжело, какая бы интересная она ни была. Именно для этого и нужен такой инструмент, как мидпоинт, при помощи которого мы встряхиваем историю, даём ей второе дыхание.
- Герой совершает действие или делает некий важный, ключевой выбор, после которого назад пути нет и все ведет к финальной̆ битве
Важно понимать, что, когда мы говорим о мидпоинте, речь идет не о геометрической, не о выверенной математически центральной точке сюжета, а о середине образной. Она вполне может быть незначительно смещена. В современной сценаристике нет жёсткой привязки относительно того, как двигается структура, акты не обязательно должны быть пропорциональны. Всё стремится к тому, чтобы кульминация была побольше, скажем, не четверть, а две четверти общего объема либо начиналась уже в середине. Соответственно, и центральный поворотный пункт тоже будет стремиться ближе к началу (к завязке) для того, чтобы сделать кульминацию объемнее.
- Это тенденции полного метра, ведь на большом экране самое важное и самое интересное — кульминация. Это самая динамичная часть истории, самая напряжённая. Её ещё называют "Финальная битва". Особенно в экшен-жанрах (фантастика, боевик), зрителю они интересны тем, какие "небывалые аттракционы" можно увидеть на экране. Однако, если это, в целом, спокойный жанр, то кульминация может находиться примерно в середине.
- Здесь сюжет часто разворачивается на 180 градусов. Это не значит, что история пойдёт куда-то к началу. Это значит, что история последует в каком-то совсем другом направлении. Не в том, в котором зритель станет ожидать
Виды мидпоинтов:
Понимание собственных реальных потребностей (want – need)
В данном случае want (англ. "want" — хотеть) — это то, чего хочет герой в самом начале истории, а need (англ. "need" — необходимость) — это то, в чём герой нуждается на самом деле и что осознает в кульминации/финале.
Например, мажор в фильме "Холоп" транслирует want: "хочу тусить", "хочу получать лишь удовольствия, не заморачиваться и бесконечно прожигать свою жизнь".
Цель в историях про мажоров need часто — найти свою любовь, семью; интересное, важное занятие — т.е, найти себя и стоящие цели в жизни.
Герой понимает, что есть всего один шанс на спасение — типичный мидпоинт для фильма-катастрофы.
В фильме "Армагеддон" герои понимают, что есть только одна возможность, только один шанс для спасения человечества от приближающегося к Земле астероида (у этого шанса очень много минусов, невероятно много недостатков, и тем не менее, других возможностей нет). И мы обозначаем этот единственный спасительный шанс в середине. Он и будет мидпоинтом, в данном случае.
Откровение — осознание героем собственных заблуждений, откровение и т.п.
Раскрытие истинных мотивов союзников или врагов — зритель может узнать, что друг героя общался с ним из корыстных целей, к примеру.
Больше материалов:
Базовый курс сценаристов студии Снегири
Как написать короткометражный фильм?
Материал студии Снегири.
#кино
#сценарист
#режиссер
#писательское мастерство
#киноиндустрия