Социальные реалии эмигрантских стран таковы, что каждая последующая волна переселенцев оказывалась на более низкой ступеньке общества, чем предыдущая. В той же Америке наверху стояли белые англосаксонские протестанты (немцы и голландцы очень скоро оказались к ним приравнены). Ниже были остальные белые европейцы: чуть лучше, если они из Западной и Северной Европы. Еще ниже ирландцы, а за ними итальянцы. Потом поляки, евреи и черные.
Примерно такой расклад там сложился к началу 20-го века. И местные жители держались за эту иерархию очень строго. Причем, даже те, кто находился в самом низу, поскольку обычно имелись те, кто был еще ниже. Но затем ситуация сильно изменилась. От войны, от суровых политических режимов в массовом порядке стали убегать жители Восточной Европы. То есть, во многом, люди из славянских стран.
Американское общество было не очень к этому готово. Просто потому, что там уже имелась своя система, а новые эмигранты в нее не вписались. Формально они являлись такими же белыми, да только остальные американцы отказывались это признавать. В особенности – те самые англосаксы, которых здесь называют WASP.
В 1960-1970-е годы были временем, когда действовало много социальных движений. Черное население стало добиваться хотя бы формального равноправия. В ответ местные белые тоже сплотились, и между ними уже не осталось особой разницы. Но только одних славян это практически не касалось: весь 20-й век в США продолжали прибывать эмигранты, которые просто не успевали ассимилироваться.
Поэтому в настоящее время славяне, включая русских, воспринимаются за океаном иначе, чем остальное белое население. Физически и по местным законам, они такие же белые европейского происхождения. Но местные жители так не считают. Последствия проявляются в дискриминации на работе, сложностями с медицинским обслуживанием, проблемами у детей в школе и прочая, и прочая, и прочая.
Как уже было сказано, социальная иерархия тут очень жесткая, и старательно соблюдается всеми. Но одни тут живут давно и хорошо вовлечены в общественные и политические структуры. Они имеют возможность защищать себя путем их использования. А другие мало участвуют в общественной жизни, не имеют желания и ресурсов получать какие-то преференции официальными путями, да и вообще, стараются с государством лишний раз не контактировать.
В принципе, это относится к каждому из меньшинств, ущемленных в социальном плане – афроамериканцам, латиноамериканцам, славянам. Но если первые в силу своей специфической внешности защищены общественными движениями, вроде Black Lives Matter, то славяне считаются белыми и подобных организаций у них нет. Они и сами относятся к этому очень апатично и не стремятся объединяться ради своих прав.
Тем не менее, США такая страна, что там есть, кому это сделать и без них. Еще в 2014-м году университет города Портленда и «Коалиция цветных сообществ» изучили общественное мнение и некоторые факты, после чего выдали следующее заключение. Жители восточноевропейских славянских стран сталкиваются в Америке с теми же проблемами, что и цветные, поскольку их также считают за неполноценных людей.
Но теперь за них вступилась довольно влиятельная общественная организация. Она официально признала славян вообще и русских в частности частью цветных, поскольку у них тот же самый социальный опыт – дискриминация во всех возможных сферах жизни. Конечно, такое признание еще не является всеобщим законом. Да и наши земляки не торопятся кричать, что жизни славян важны. Но, так или иначе теперь найдутся те, кто может их, при случае, защитить.
#америка #русские #афроамериканцы #чернокожие