(Седьмая утренняя молитва)
Это первая молитва, обращенная не к Богу. И в связи с этим нужно сказать несколько слов, почему мы вообще обращаемся не к Богу, а к кому-то еще. Это могут быть наши ангелы-хранители, могут быть небесные покровители, просто кто-то из святых или Богородица. Богородицу мы особо чтим и часто к ней взываем в молитвах. Если выделить суть молитв, в которых мы обращаемся к кому-то помимо Бога, то она заключается в следующем: моли Бога о нас. То есть мы просим, чтобы святые за нас помолились Богу. Для нас это естественно и вполне понятно, потому что мы часто просим других людей за нас молиться (знакомых, близких, духовных наставников). К людям, которые когда-то жили и уже наследовали Царство Божие, имеют к Богу дерзновение, мы тоже можем обратиться и попросить, чтобы они за нас помолились Богу.
Что касается Богородицы, то Господь дал заповедь: чти отца и мать. Он сам говорил, что пришел не нарушить закон, а исполнить, поэтому мы, конечно, понимаем, что Он сам чтит свою земную Мать, Он через Нее родился, через Нее воплотился, соединился со своим человеческим естеством. Поэтому мы считаем, что Царица Небесная имеет великое дерзновение перед Богом. Некоторых иногда даже могут смущать некоторые формулировки в молитвах, которыми мы обращаемся к Богородице. Может казаться, что так только к Богу можно обратиться. Да, может быть, некое благочестивое преувеличение иногда в молитвах встречается, но мы понимаем, что Богородица, при всей нашей любви к Ней и благоговению ― это все-таки человек. Она не сама по себе имеет власть и силу, а Богом сильна. Ей дана великая благодать молиться, ходатайствовать за нас, поэтому мы Ее и почитаем.
Давайте теперь обратимся к тексту самой молитвы:
Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умервщлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радования, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обветшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою прими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Ему же честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати». Обращение «Владычице» ― это обращение к Богородице, Божьей Матери. Какую благодать я воспеваю? Может показаться странным, что у Девы Марии есть какая-то особая благодать, отличающаяся от Божественной благодати. Нет, не отличается. Это и есть Божественная благодать, которая Ей дана. Ангел Гавриил, когда предстал пред Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1:28). То есть Богородице дана благодать, и вот эту благодать я воспеваю.
«Молю Тя». Молю о чем? Облагодатствовать мой ум. То есть Тебе дана благодать, и Ты моли Бога, чтобы Он ум мой облагодатствовал.
«Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей». Сделай возможным для меня ходить по стопам заповедей Божьих, путями заповедей Божьих. «Ступати право мя настави», то есть правильно понимать их, правильно действовать по ним.
«Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи». К какой песне? К молитвенной песне, то есть к молитве. Укрепи меня, отгони от меня сон уныния, чтобы мне бодрственным сердцем воспевать, молиться.
«Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто». Богоневесто ― обращение к Божией Матери, звательный падеж. Что такое пленницы? Это от слова плен, то, что символизирует плен: наручники, оковы, цепи, кандалы. Я связан этими пленницами, кандалами, оковами, связан оковами своих согрешений, мои грехи меня сковали. И своими мольбами, молитвами к Богу, разреши их. Разреши это не значит дай позволение, а значит разрушь, освободи.
«В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя». То есть сохраняй меня и ночью, и днем от врагов, которые со мной борются. «Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи». Я умертвил себя, душу, сердце своими грехами, но Ты, родившая Бога, подателя жизни, оживи меня.
«Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети». Ты, родившая Невечерний Свет. Что значит «свет невечерний»? Это свет, который не меркнет, у которого не будет конца, поэтому он невечерний, не наступит вечер.
«О дивная Владычня палато». Это к Ней обращение. Дивная Владычня палато, то есть помещение, палата. Палата чья? Владычня, потому что Он через Нее воплотился. Она Его, Бога, в утробе Своей носила, поэтому и называется дивная Владычня палата.
«Дом Духа Божественна мене сотвори». Сотвори и меня домом Святого Духа, чтобы и во мне жил Дух Святой. Конечно, не Она своими силами может это сотворить, но Она может помолиться за меня Богу, и Господь, услышав Ее молитвы, даст мне по Ее прошению.
«Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти». Мне кажется, что здесь все понятно: родившая Врача, умоли Его, чтобы Он уврачевал многолетние страсти моей души.
«Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи». «Волнующася» то есть волнующегося, волнуемого меня направь. К чему? К стезе покаяния. Стезя ― это путь, на путь покаяния меня направь.
«Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара». Это все синонимы. Я прошу, чтобы Она молитвами своими избавила меня от ада, который называется здесь «огнем вечнующим», червем злым, тартаром. «Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника». Я повинен многим грехам, но сделай так, чтобы о моей погибели бесы не радовались.
«Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении». Нечувственные согрешения, что это такое? Это то, что мы не ощущаем, мы не чувствуем их. Из-за того, что мы много грешим, перестаем испытывать остроту согрешений, не осознаем мерзость греха, мы погружаемся в окамененное нечувствие. Порой говорят: «Ну что там такого, все грешат. Ну и ладно, ничего страшного». То есть у человека некое притупленное ощущение греха. Умом мы соглашаемся, что это грех, конечно, но сердцем, душой не чувствуем этого. Поэтому согрешения нечувственные. «Нова сотвори мя», то есть обнови меня, обветшавшего, я стал ветхим от этих грехов, я обветшал, а ты меня обнови. Это поэтический образ.
«Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли». Странна ― это значит странника, отстраненно. Покажи меня устранившегося от всякой муки. Где-то эта мука есть, где-то есть страдания, но сделай так, чтобы я остался отстраненным от этих мучений. Всех Владыка ― это Господь Бог.
«Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби». Это предложение противоположно предыдущему. То есть от мук меня избави и сделай так, чтобы я наследовал небесное веселье со всеми святыми. «Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего». Что значит непотребнаго? Потребный от слова требуется. Это то, что необходимо, то, что хочется. Непотребное ― это то, что не так, как надо, не так, как хочется, не то, что требуется. Господь меня задумал прекрасным, чистым, а я своими собственными делами, словами, своей жизнью сделал себя не таким, каким Господь хотел бы меня видеть. Поэтому я непотребный. «Раба Твоего» ― здесь могут смутиться некоторые и сказать: «Почему это мы рабы Божьи?» Вроде как Господь нас сыновьями и дочерями сделал, а мы себя в какое-то рабское состояние погружаем. Но это благочестивое преувеличение. Конечно, мы по отношению к Богу должны себя ощущать детьми, почему мы и обращаемся к нему как Отче, наш Отец Небесный. А если мы по отношению к Богу Его дети, то мы никому не рабы. Но здесь мы называем себя рабами Богородицы, поскольку обращаемся к Ней. Это некое благочестивое преувеличение.
«Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи». Как водой омываю я свое тело, так слезами покаяния омываю мою душу от всяких скверн. Я здесь прошу: пробуди во мне эти слезы. Умоли Господа, чтобы Он коснулся моего сердца, умиротворил его, смягчил, и тогда слезами я омою мою душу. Эти слезы будут очищать скверну моей души.
«Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице». «Стенания от сердца» ― это сердечные молитвы. Непрестанно это тоже некоторое благочестивое преувеличение. Я прошу, чтобы и Она усердствовала в своих молитвах за меня. Она заступница усердная рода христианского, то есть Она молится за нас усердно. «Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси». Благоутробный Бог ― милосердный, буквально имеющий благое сердце. Молебную службу ― эту молитву.
«Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори». Она превыше Ангелов. Сделай так, чтобы я был превыше мирского слития. Что такое мирскаго слития? Слить ― соединить вместе. Я прошу, чтобы я был не от мира сего, как Господь говорил своим апостолам на тайной вечере, что они не от мира сего, чтобы они не смешивались с миром, чтобы мир не проникал в их сердца и души. Вот и я прошу здесь Царицу Небесную, Богородицу, поскольку Она превыше ангел, сделать так, чтобы и я был превыше мирского, земного, греховного, чтобы я не слился с этим
«Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи». Это выражение Светоносная Сене, очень необычное, потому что сень ― это тень. Осенить ― покрыть тенью, а здесь получается Светоносная Тень небесная. Как может быть тень светоносной? Это взаимоисключающие вещи. Прямой перевод этой фразы ничего не дает, он не поясняет, что это означает. Здесь спрятана богословская глубина. В основе представление о светоносном мраке Божества, то есть Бог есть свет ― «И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1:5), но вместе с тем мрак божественный, какая-то тайна, что-то непостижимое. Необыкновенной глубины образ.
«Духовную благодать во мне направи». Молитвами своими направь Божественную благодать ко мне, чтобы Господь мне ее дал.
«Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная». Воздевание рук ― это символ молитвы, символ молитвенного предстояния. Воздеваю к Тебе мои руки и уста мои к Тебе обращаю. Мои руки осквернены скверною, но я возвышаю их к Тебе, к похвалению Твоему, Всенепорочная. Из глубины греховности своей, из глубины скверны я помню о Тебе и взываю к Тебе, прошу: «Умоли Господа оказать мне милость». Именно потому, что я грешен, пусть Господь умилостивится надо мной. Я во мраке своего греха не забыл о Нем, взываю к Нему.
«Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи». Избавь меня от душетленных пакостей, от того, что растлевает мою душу, Христа прилежно умоляющи. То есть Она не сама избавляет меня от душетленных пакостей, но умоляет Христа об этом. Ему же, то есть Христу, честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.