Согласитесь, когда ученик получает оценку "2" по любому предмету, его эмоциональное состояние весьма неординарное. Кто-то принимает это как должное, а кто-то заливается горькими слезами, потому что понимает, что дома ему будет очень плохо.
Работая в школе, начинаешь понимать, что под конец учебного триместра начнется самая ходовая реплика: "А можно исправить оценку?" Она у всех разная, кому-то нужно подтянуть до "четверки", кому-то до "пятерки", а кому-то, вообще до "тройки". Почему школьники оттягивают момент исправления оценки под самый конец учебного триместра? На протяжении 10 лет, я так пока не могу разгадать эту тайну. На уроках объясняю детям, что у вас есть 2 недели, чтобы исправить оценки, вроде бы всем все понятно, но в итоге получается как всегда. Те, кто поответственней, делают все для того, чтобы получить заветную оценку, другие же, наоборот, заявляют: "Ну и ставьте, потом исправлю!" И наступает "потом"! Во время выставления оценок начинается самое интересное: ученики идут толпами с тетрадями, ищут на переменах, хоть целый квест устраивай! С одной стороны смешно, но с другой, дети никак не могут понять одну простую истину, что делать все нужно заранее, и потом ведь обижаются, что, мол, учитель виноват! Но в чем вина учителя? Дети были предупреждены, даже родители в курсе оценок, но по факту ничего не делается. А может так взять и отменить эту систему оценивания, как например это сделали в Швеции. А в Финляндии пошли гораздо дальше, там целую систему реформирования образования провели:
Дети не сидят на месте, а общаются, сами выбирают актуальную тему урока, ищут в интернете информацию, делают и показывают презентации, сценки и доклады. Задача учителя - направлять все это в образовательное русло.
Другой секрет успеха финских школ кроется в отказе от тотального контроля и ревизий. Школы сами составляют себе планы и сами решают, как оценивать прогресс учеников - общенациональных экзаменов там тоже нет. Для небольшой страны с маленьким населением это не проблема. Может, и нам стоило бы для начала снизить отчетность для учителей - пусть занимаются детьми, а не бумажками.
И это только малая часть, которая здесь указана. Сама по себе система получения там образования достаточно уникальна, ведь дети сами находят всю информацию, нужную им для будущей жизни, и система оценивания им не нужна. У нас в российской системе образования есть одна схожая черта - по поиску нужной информации как на уроке, так и при выполнении домашнего задания, но она оценивается. И один может получить "3", другой "5". Для нас оценка - это индикатор усвоения материала, накопление знаний, "зарплата" ученика, мотивация к получению долгожданного подарка от родителей за успешное окончание учебного триместра. Так продолжается из года в год, где ничего не меняется. Скоро подойдет к концу учебный год и начнется все по старой схеме. И не важно, какой это будет предмет - "Русский язык" или "История России"!
А вы хотели бы отменить оценки в школах?