Опустынивание земель связано напрямую с потерей их биологической продуктивности, уменьшению объемов сельскохозяйственной продукции и ухудшению качества жизни людей в более чем 100 странах мира. Тревогу по этому поводу общественность начала проявлять в 70-е годы прошлого века. Четверть земельного массива планеты представляют безжизненную территорию. Опустынивание происходит по разным причинам.
Экстремальные природные факторы изменяют состав и структуру почвы. Сильные ливневые дожди размывают её, образуя оползни и эрозии, завершают дело ветры, сдувающие растительный покров, связность почвы нарушается, земля трескается. Затопление морского побережья приводит к засолению почвы, растения гибнут.
Человек для получения с пахотных земель максимального урожая использует пестициды, химические, биологические органические удобрения чрезмерной щелочности, кислотности. Происходит сокращение питательных веществ в почве, агрессивные бактерии и грибки убивают организмы, связывающие почву. Это приводит к деградации земельных ресурсов. На территориях, где интенсивно пасутся животные, вытаптывается растительность, почва теряет влагу. Наступает деградация пастбищ. Вырубка лесов делает грунт подверженным водной и ветровой эрозии, да и влаги минимум.
Борьба с опустыниванием подразумевает разработку комплексных программ, проектов.
В районах с умеренным опустыниванием увеличение растительного покрова приведёт к стабилизации гидрологического баланса почвы.
К областям с деградацией земель применимы методы землепользования с научно обоснованными рекомендациями. Санитарная очистка окружающей среды с применением бактериальных микроорганизмов, грибов, растений. Для восстановления поверхностного слоя вносятся питательные вещества, биогаз, удобрения, навоз. Для исключения распространения сорняков навоз должен быть перепревший и полуперепревший с проведением его дезинфекции. Органические отходы проходят микробиологическую переработку.
Облесение и лесовосстановление как хозяйственные операции должны проводиться непосредственно после проведения вырубок деревьев.
Чтобы «оживлять» пустынные земли, надо создавать новые удобрения, кормовые и пищевые добавки. Тема довольно сложная, требующая знания биологии, химии. Заинтересованные школьники, учась дистанционно, имеют возможность дополнительно изучить материал. Возможно, они как будущие учёные, специалисты найдут пути решения этой непростой проблемы.
Чтобы не оказаться среди бесконечных пустынь, человечеству необходимо исключить факторы неумелого использования земель, возрождать и беречь природные ресурсы, они не бесконечны.