Метрика Полярной звезды — важнейший показатель, отражающий ценность продукта для людей. Поэтому она следует из ценностного предложения и соответствует ему. Компании используют эту метрику для отслеживания правильности своих действий, а правильно выбранная NSM-метрика позволяет им устойчиво расти. Таким образом, метрика Полярной звезды связывает вместе доходы, ценность и рост.
Ниже — (относительно вольный) перевод статьи Ленни Рачитски — продуктового консультанта и бывшего сотрудника Airbnb, где он возглавлял инициативы в области роста, качества и сообщества. В статье — какие виды метрики Полярной звезды бывают и как ее выбирать в зависимости от типа бизнеса/продукта с примерами.
Обязательно учитывайте, что ни одна метрика не может являться целью (частая ошибка — их путать). Метрика — лишь показатель, данные на приборной панели, но не цель. Мы используем показатели, чтобы оценивать правильность своих действий и корректировать их, но ни в коем случае не превращаем показатели в самоцель. Спидометр показывает скорость движения, но показания спидометра — не цель во время движения.
Далее — к статье Ленни.
Когда учат ездить на мотоцикле, говорят: «Куда смотришь — туда и едешь». Смотришь вправо — поедешь направо. Смотришь влево — поедешь налево. То, на чём вы фокусируете внимание, — мощная движущая сила. Это правило в полной мере работает и при определении стратегии развития компании.
Поэтому так важен выбор метрики Полярной звезды (North Star Metric, NSM) — ориентира, вокруг которого выстраиваются приоритеты. Что бы компания ни выбрала в качестве путеводной звезды, вся ее энергия и интеллектуальные ресурсы будут течь именно в этом направлении. Это чрезвычайно эффективно и творило чудеса с такими компаниями, как Airbnb, Netflix или Uber, особенно на ранних этапах их развития, но может быть и опасно. Слишком долго концентрируясь лишь на одной метрике, продуктовые команды рискуют упустить новые возможности и ухудшить пользовательский опыт.
Ниже я приведу обобщенные данные и кейсы, которые помогут понять, как выбирать метрику Полярной звезды и когда следует расширять обзор и менять подходы.
Принято считать, что существует шесть категорий North Star Metric:
1. Деньги (выручка, доход, оборот)
Например, ARR — annual recurring revenue — регулярная (повторяющаяся) годовая выручка или GMV — gross merchandise value — общий оборот всех товаров и услуг (как правило, на маркетплейсе).
Деньги в центре внимания ~50% компаний.
2. Клиентская база
Например, количество платящих пользователей или доля рынка.
Количество клиентов в центре внимания ~35% компаний.
3. Использование (потребление)
Например, количество отправленных сообщений или сделанных бронирований.
Интенсивность использования в центре внимания ~30% компаний.
Читайте статью полностью в блоге Rocketyze.
***