Найти тему
Жизнь советского человека

Как бились в ловушке советские мотострелки против втрое превосходящего противника. Почему их командира хотели отдать под суд?

Оглавление

К середине мая 1985 года Генеральным штабом Министерства обороны в Афганистане была спланирована одна из крупнейших войсковых операций, получившая название «Кунарская». Планировалось ликвидировать многочисленные вооружённые отряды афганских моджахедов, их опорные пункты и крупные склады вооружения в пакистанском приграничье. При этом охватить «зачисткой» всю площадь кунарского ущелья. Руководство операцией осуществлял генерал армии В. И. Варенников.

Второй мотострелковый батальон (МСБ) 149-го гвардейского полка всё время нахождения в Афганистане «не вылезал» из боевых рейдов. Не стала исключением и Кунарская операция. К 24 мая ребята вернулись к месту дислокации, измотанные предыдущими боями и невероятной жарой. Мечтали отоспаться и отдохнуть, но их командира Гайдая уже вызвали для получения нового задания. Он попытался сказать начальству, что бойцы крайне измотаны и нуждаются хотя бы в краткосрочном отдыхе. Но его не услышали.

По словам руководства, были получены надёжные разведданные от службы безопасности Афганистана (ХАДовцев) о том, что в провинции Кунар вблизи одного из кишлаков появился крупный склад оружия, который караваном недавно доставили с Пакистана. Хранится оно в больших, умело замаскированных хранилищах. Афганцы уверили, что банда, для которой доставили оружие, пока находится в другом районе, а охрана склада составляет не больше 20 моджахедов.

Особенно «загорелось» руководство идеей захвата оружия, когда узнало о возможном наличии там ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов), возможно даже «Стингеров», за которыми шла охота. На совещании офицеры из батальона попытались предложить свой путь к заданной точке. Но начальство предпочло прислушаться к доводам афганской стороны.

4-я гвардейская рота перед началом Кунарской операции
4-я гвардейская рота перед началом Кунарской операции

Планы моджахедов

За круглую сумму два офицера дружественной армии вбросили отлично подготовленную дезинформацию советскому командованию. Планировалось завести боевой батальон в засаду и полностью уничтожить.

Для этого была придумана «безопасная не заминированная тропа», по которой к засаде должны были вывести наверняка. Планировался сложный, выматывающий маршрут и даже время, к которому наших солдат уже должно было слепить солнце со стороны врага. Чтобы не было групп усиления, уверили в малочисленности охраны складов. Для полной гарантии уничтожения в засаде затаились «Чёрные аисты» - особый диверсионно-истребительный отряд пакистанского спецназа, считавшийся непобедимым.

В случае выдвижения роты строго по тропе, выбранной афганцами, разведдозор и головная походная застава (ГПЗ) проходили вперёд, не заметив засады. А вот большая часть батальона попадала на открытый участок местности под огонь врага. К этому времени 4-я рота также оказывалась под ударами оборудованных на склонах позиций моджахедов.

Подвиг разведчиков

Утром 25 мая рота вышла на задание в сопровождении афганских проводников, которым не доверял ни один человек. Они пытались вести бойцов по самым открытым местам, в то время как наши держались ближе к скалам.

При приближении к кишлаку рота должна была свернуть правее, но разведдозор решил проверить исключительно удобное место для засады. Бойцов подпустили почти вплотную. Большое количество жизней спас Василий Кузнецов. Невзирая на бьющее в глаза солнце он сумел заметить врага и поднял условный сигнал обнаружения – автомат над головой в горизонтальном положении. Он стоял до тех пор, пока не убедился, что его увидели и поняли.

Душманы поняли, что раскрыты и открыли шквальный огонь. Увидев упавшего, но ещё живого советского бойца, они радостно рванули вперёд. Но Василий успел «сгрести» под себя все имеющиеся гранаты. Из одной он вырвал чеку. Когда «духи» схватили Кузнецова, их ждал «сюрприз». Сдетонировали все гранаты. Взрыв захватил ещё двух бойцов разведки. Своим подвигом ребята позволили обнаружить засаду и не втянуться на полностью открытую местность. Теперь оставшиеся в живых бойцы имели время залечь за крупными валунами, в расщелинах или скалах. Каждый взвод удерживал свой сектор.

Характерный участок местности в провинции Кунар
Характерный участок местности в провинции Кунар

Неравный бой

Бойцы заметили, что душманы экипированы в особые тёмные комбинезоны. На головах – чёрные чалмы, повязки с арабской вязью. Это были те самые наёмники «чёрные аисты», которых обучали по особой системе военной подготовки в Пакистане. Они объявляли себя непобедимыми.

Проводники, воспользовавшись началом боевых действий, попытались сбежать, рванув к своим. Первого из них бойцы роты успели ликвидировать, а вот судьба второго неизвестна.

Противник был отлично вооружён. Палили из автоматов, пулемётов, миномётов, гранатомётов и практически всего, что могло стрелять. Первые два часа бой не стихал ни на минуту. Видимо моджахеды надеялись, что наши бойцы просто сбегут с поля боя.

Но рота не дрогнула. Хотя оружейные запасы были значительно скромнее, чем у врага, и приходилось стрелять короткими очередями. В центре обороны подразделения оказалась позиция командира роты – Александра Перятинца. В начале боя впереди, слева и справа от него находились боевые позиции других бойцов. Но потом рядом осталось только двое лучших боевых сержантов взводов. Потом их сняли вражеские снайперы.

Рота до конца прикрывала своего командира, но прорваться к нему никак не могла. Прошло 8 часов боя, но ничего не изменилось. Чтобы освободить бойцов, он решился на крайнюю меру.

"Прощайте, мужики! Сохраните роту! Выходите, пока еще есть патроны. Выносите тех, кого можете. Я ухожу навсегда. Прости меня, Господи! Не поминайте лихом!"

Вскоре после этого раздался одиночный выстрел. Рота продолжала держаться. С окружающих гор работали снайперы врага. Моджахеды шли в атаку за атакой. Чувствуя, что у наших кончаются патроны, приступили к психологической обработке. Через мегафон на понятном русском языке предлагали сдаться. Иначе грозили разными карами.

Душманы
Душманы

Во время боя дважды пытались вызвать на подмогу авиацию. Но единственная частота общения на всю огромную операцию так и не позволила «достучаться» до помощи. Мало того, её зафиксировали моджахеды и стали вмешиваться в разговор, пытаясь вбросить дезинформацию. Все поняли, что кроме себя рассчитывать не на кого.

Задумано выжить

Когда резко стемнело, группу разделили надвое. В первую вошли молодые солдаты, которые должны были вывести раненых. Вторая группа прикрывала первую, затем должна была вернуться к месту боёв, чтобы вынести тела товарищей. Патронов оставалось минимум, но бойцы обеих групп справились. Душманы шли по пятам обеих групп, но напасть почему-то так и не решились. Утром под прикрытием батальона вынесли остальных.

Позднее дошедшие до своих бойцы узнали, что их батальону в 178 человек противостояло 600 моджахедов, среди которых были и «аисты». Требовалось заснять всё на плёнку и показать в западных СМИ, насколько успешно «народ Афганистана борется за свою независимость».

Но все замыслы спутала 4-я кундузская рота, которая первой обнаружила противника и приняла основной удар на себя.

У своих

По воспоминаниям участников неравного боя, командование категорически не хотело брать на себя ответственность за то, что батальон был послан в ловушку.

В результате… было открыто уголовное дело на командира батальона, который якобы заблудился и вывел бойцов не туда, не вызвал помощь и т.д. Официальная же информация выходила в том виде, в какой её выдавал «наверх» генерал армии В. Варенников. Спасибо, что следователи из Москвы всё-таки Ивана Владимировича Гайдая оправдали. Василию Кузнецову «Героя» так и не дали. На представлении кто-то из высшего начальства написал - «подвиг устарел». Ограничились Орденом Ленина.

Слева: Александр Перятинец, справа: Василий Кузнецов
Слева: Александр Перятинец, справа: Василий Кузнецов

В том бою потери составили 22 человека личного состава. Все они были старослужащими (кроме Кузнецова), сумевшими сберечь молодых солдат. Большая часть раненых после лечения вернулось в строй. У горного кишлака плечом к плечу стояли вместе бойцы семнадцати национальностей. Все вместе они были «шурави», земляки и просто Советские Солдаты!

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.