Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

В чем суть целования икон?

  • «Я не являюсь в полном смысле слова воцерковленным человеком, но храм посещаю. Читаю литературу о житиях святых, Евангелие. Меня интересует такой вопрос: в чем суть целования икон? Ведь в молитве через образа святых мы обращаемся к Богу. За исключением чудотворных икон, икона ― это атрибут церковного убранства. Чем отличается поклонение иконам и целование их от языческого поклонения божествам? Извините, но этот вопрос меня волнует».

А у нас все иконы чудотворные. У нас нет нечудотворных икон. Просто через какие-то иконы чудеса уже совершились, а через какие-то пока еще нет. Но потенциально они все чудотворные. И чем чудотворная икона отличается от нечудотворной? Да ничем! Может быть, ее больше чтут. Через нее милость Божья много-много раз людям была оказана, поэтому особое почитание воздается, но не иконе, а той милости Божьей, которая через икону была явлена.

Что касается вообще почитания икон, то об этом часто задают вопрос. Многие спотыкаются. Вопрос о почитании икон это очень древний вопрос. В первом тысячелетии целых двести лет была иконоборческая эпоха в церковной истории. Тогда стоял вопрос: имеет ли место быть почитание икон или это нарушение заповеди «не сотвори себе кумира»? И что значит почитать иконы? Какое поклонение мы должны или не должны воздавать? Что это за поклонение, целование? Двести лет Церковь лихорадило в этих спорах, созывались Вселенские Соборы по этому поводу. Были мученики, исповедники. Люди с обеих сторон друг друга убивали за это. Чуть ли не целые войны были. В это время как раз произошло зарождение ислама, поскольку христианство в иконоборческом варианте оказало некоторое влияние на этот процесс. Поэтому у мусульман изображений нет.

Корни этого спора уходят очень глубоко в вопрос о Божестве Христа. Потому что дело не в том, что можно красками что-то нарисовать и изобразить, даже сцены из евангельской истории. Дело в том, что если Бог воплотился, значит, Его можно изобразить красками. А если Он не воплощенный, то есть Иисус Христос это не Божество, значит, Бог неописуем, и все эти иконы вообще непонятно для чего. Так что суть этой проблемы уходит в признание или не признание Божества Христа. Это очень глубокий вопрос.

Честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз. Мы прикладываемся, лобзаем иконы, но на самом деле мы как бы делегируем это почитание туда, к Небу. Есть поклонение Божеству, а есть поклонение почтительное. Это разное. Мы также можем при встрече с другим человеком сделать поклон, но означает ли это, что мы нарушили заповедь Божию никому не поклоняться, потому что только Богу должно быть поклонение? Или если какой-нибудь джентльмен коленопреклоненно сделал предложение своей даме, то что, он нарушил заповедь Божию? Это разное.

Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Фото Jonatanya с сайта Pixabay
Фото Jonatanya с сайта Pixabay