Россияне привыкли покупать импортную одежду и обувь, а отечественные производители пока не могут конкурировать с зарубежными брендами. Для этого им не хватает кадров, сырья, компетенций и инфраструктуры. Разберемся, почему в России делают так мало качественной и доступной одежды.
Объем российского рынка одежды и обуви в 2020 году рухнул на 25%, до 1,7 трлн руб., подсчитывали аналитики Fashion Consulting Group. Ожидалось, что по итогам 2021-го он прибавит 8–9% и превысит 1,8 трлн руб. Несмотря на позитивный тренд, это едва ли изменило ситуацию. На массовые поставки качественной и относительно недорогой одежды от российских производителей рассчитывать пока не приходится. Отечественная легкая промышленность и до пандемии находилась в сложном положении: она не могла тягаться с импортом.
В «Стратегии развития» отрасли до 2035 года говорится, что зависимость от импорта наблюдается по всем видам одежды. Российские производители одежды доминируют лишь в тех секторах, где не нужны дизайнерские компетенции.
Сегодня успешно развиваются те компании, которые размещают заказы в Китае и других странах. У таких предприятий есть доступ к современным технологиям, материалам и дизайнам. Местные производители ограничены многими факторами: финансовыми, налоговыми, кадровыми, сырьем и материалами, а в пандемию помощи компаниям из легпрома и предприятиям-продавцам не оказали.
Среди прочего, по ее мнению, производителям очень мешает невозможность отшить небольшие тестовые партии за приемлемую цену. С большой вероятностью бренд не найдет производство, которое согласится сделать пробную партию за разумные деньги.
Особенного развития отечественных брендов не наблюдается. Здесь хочется подчеркнуть, что речь именно про развитие. Переход из офлайна в онлайн к этому не относится. Большие русские бренды на фоне западных выглядят «устаревшими и усталыми». А малые хоть и появляются, но остаются слабыми в создании продукта: чаще всего они идут по простому пути - берут тренд и копируют.
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ИНДУСТРИЮ: УДАР ПО МАЛЫМ И СРЕДНИМ
Пандемия существенно повлияла на небольших производителей одежды и обуви как в России, так и во всем мире. Это влияние прослеживается по двум направлениям:
Изменение в потребительском спросе. Из-за удаленки и снижения социальной активности выросла потребность в комфортной одежде для дома. Офисная одежда при этом стала менее востребованной.
Проблемы с поставками материалов. Многие российские бренды столкнулись с тем, что их заказы, например, в Италии или Китае - заморозили. Это ударило по малым компаниям, у которых нет финансовой подушки. Но хуже всего пришлось средним брендам. В кризис именно они страдают сильнее всего: люксовый сегмент менее подвижен и сосредоточен на самых состоятельных покупателях, а массовый – забирает клиентов у средних брендов.
Проблемы, связанные с закрытыми границами, растущими тарифами на логистические услуги, энергетическим кризисом в Китае, продолжают оказывать давление на российские бренды одежды и обуви.
Кроме того, производители страдают от многочисленных проверок и высокой налоговой нагрузки.
С другой стороны, пандемия способствовала развитию некоторых молодых брендов. Дело в том, что онлайн-покупки стали привычнее и удобнее. Потребители все чаще приобретают одежду на маркетплейсах или через Instagram. Это дает молодым брендам возможность выйти на большую аудиторию без необходимости тратить деньги на открытие точек продаж.
ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: СЫРЬЕ И КАДРЫ
Ключевой проблемой российской легкой промышленности остается дефицит качественного сырья и опытных кадров. Это мешает дизайнерам и производителям создать хотя бы пробную партию продукции.
В России нет достойных предложений по сырью и особенно по фурнитуре: хороший выбор эксклюзивной фурнитуры можно найти в Италии, Турции, Китае и Японии. На всевозможных выставках продаются фурнитура и ткани под российскими названиями, но сделанные в Китае или Индии. Потому что легче купить в Китае и продать в России, чем заморачиваться производить здесь. Действительно, большинство российских дизайнеров используют привозные ткани и фурнитуру из Италии, Китая, Турции и других стран.
Но с точки зрения производства основная проблема на сегодняшний день – это квалифицированные кадры. В КНР, к примеру, миллионы людей работают на швейных фабриках, производство поставлено на поток. В Италии есть ремесленники, способные работать с дорогими тканями и делать качественную обувь. В России всего этого нет. А редкие качественные производства, способные выполнять небольшие заказы и сложные работы – например, обрабатывать кожу, – обеспечены заказами на месяцы вперед.
Отсутствие кадров – самая большая проблема. На производствах в основном работают женщины 50–60 лет, молодые люди не идут в профессию. Очень сложно найти портных, еще сложнее – конструкторов одежды. На российских фабриках теперь работать фактически некому, и пандемия лишь усугубила проблему дефицита кадров: большая часть работников была из стран ближнего зарубежья, и им пришлось вернуться домой.
КОНКУРЕНЦИЯ С ИНОСТРАНЦАМИ: МОЖНО, НО СЛОЖНО
Многие российские бренды могут составить конкуренцию зарубежным по качеству и дизайну - с помощью онлайна можно дотянуться и до потребителей в других странах. Но это вопрос ресурсов. Для нераскрученного молодого бренда найти свою аудиторию непросто.
Потенциально конкурировать с иностранными брендами можно. Но необходима поддержка по линии Минсельхоза, Минпромторга и даже Минкультуры, чтобы продвигать отечественных производителей.
Все эти проблемы связаны не с отсутствием талантов у российских производителей, а с общим экономическим климатом, который мешает вести в стране малый бизнес.