Уточняем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.
Происшествия, которые случаются в мирной и боевой обстановке, могут быть вызваны и техническими неисправностями и случайными факторами, и подготовкой экипажей, но определенная доля принадлежит и внешним условиям.
Групповые происшествия и катастрофы были не редки в истории военных флотов. История с целой флотилией американских эсминцев которые в тумане один за другим выскочили на камни на Тихоокеанском побережье США вошли во все "школьные учебники". Но подобные происшествия случались и с подводными лодками.
С началом Первой мировой войны российские подводные лодки стали активно использоваться в боевых операциях флота. Уже тогда начали отрабатываться приемы совместного выхода в море нескольких подводных лодок, когда 2-3 субмарины действовали на коммуникациях противника группой, вместе. Впрочем, и на мель, включенные в группу лодки, тоже иногда садились вместе.
Так, 10 октября 1914 года подводная лодка Балтийского флота «Аллигатор» (типа «Кайман»), командир капитан 2 ранга Вальронд 1-й, совместно с подводной лодкой «Акула» (командир Власьев), вышла в Балтийскoe море в район Дагерорта. При выходе из Соэло-зунда обе субмарины сели на необозначенную на картах мель.
Первой в паре шла подводная лодка «Аллигатор» и, как только днище лодки заскрежетало по отмели, сигнальщики в рубке yспели дать семафор на идущую за ними «Акулу» об опасности. И хотя ей все-таки не удалось избежать коварной отмели, но благодаря вовремя переложенному рулю, глубина под килем «Акулы» позволила ей сняться с мели самостоятельно.
Для помощи подводной лодке «Аллигатор» из базы вышел отряд кораблей. Канонерская лодка «Храбрый», как судно с малой осадкой, занималось попавшей в беду «рептилией», а крейсера «Громобой» и «Адмирал Макаров» (тип «Баян») исполняли роль сил прикрытия. Лодку довольно быстро сняли с мели, но у нее, как оказалось, был погнут вал винта, и вновь выйти на позицию она смогла только 15 декабря.
Но не только необозначенные мели представляли опасность для подводных лодок, удивительно, но и штормы для них бывали опасны, особенно если командир принимал решение идти в надводном положении.
30 июля 1915 года в море в свой очередной боевой поход вышла подводная лодка Балтийского флота «Дракон» (тип «Кайман»), командир старший лейтенант Ильинский. В 16:00 лодка, покинув Аренсбург, в условиях сильного волнения на море направилась на отведенную ей позицию.
К вечеру на море разыгрался сильный шторм, в условиях которого «Дракон» ещё почти сутки продолжал движение в надводном положении. В результате сильных ударов волн на лодке оказались сорванными рубочная дверь, лёгкая поперечная переборка ограждения рубки и несколько листов обшивки кожуха шпиля. Получили повреждения левый носовой горизонтальный руль (перекладывался с большим трудом на ограниченный угол) и обшивка ограждения рубки, в результате деформации набора ограждения которой, перестал вращаться верхний штурвал. Считая, что дальнейшее плавание с такими повреждениями опасно для подводной лодки, командир принял решение вернуться в Аренсбург для ремонта.
Через два дня «Дракон» вновь вышел в море и вновь был вынужден вернуться, но на этот раз из-за выхода из строя соединительной муфты правого двигателя. В Рижский залив лодка пришла своим ходом под левым двигателем. Здесь по пути ее взял на буксир транспорт «Хабаровск», служивший вспомогательным судном в составе 1-го дивизиона.
Следуя за транспортом, лодка во время прохода сетевых заграждений коснулась днищем дна залива. После прибытия в порт водолазы, осмотрев подводную часть подводной лодки, обнаружили, что у «Дракона» деформирован киль и сорвана решетка кингстона. В течение суток все повреждения корпуса и механизмов были устранены.
Источники: Александров, Ю. Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г.- 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.