Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: Штормы и мели/ 40. "Акула" и "кайманы" - проверка камнями и ветром

Уточняем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.

Происшествия, которые случаются в мирной и боевой обстановке, могут быть вызваны и техническими неисправностями и случайными факторами, и подготовкой экипажей, но определенная доля принадлежит и внешним условиям.

Групповые происшествия и катастрофы были не редки в истории военных флотов. История с целой флотилией американских эсминцев которые в тумане один за другим выскочили на камни на Тихоокеанском побережье США вошли во все "школьные учебники". Но подобные происшествия случались и с подводными лодками.

С началом Первой мировой войны российские подвод­ные лодки стали активно использоваться в боевых операци­ях флота. Уже тогда начали отрабатываться приемы совме­стного выхода в море нескольких подводных лодок, когда 2-3 субма­рины действовали на коммуникациях противника группой, вместе. Впрочем, и на мель, включенные в группу лодки, тоже иногда садились вместе.

Подводная лодка "Аллигатор"
Подводная лодка "Аллигатор"

Так, 10 октября 1914 года подводная лодка Балтийского флота «Аллигатор» (типа «Кайман»), командир капитан 2 ранга Вальронд 1-й, совместно с подводной лодкой «Акула» (командир Власьев), вышла в Балтийскoe море в район Дагерорта. При выходе из Соэло-зунда обе субмарины сели на необозначенную на картах мель.

Первой в паре шла подводная лодка «Аллигатор» и, как только днище лодки заскрежетало по отмели, сигнальщики в рубке yспели дать семафор на идущую за ними «Акулу» об опаснос­ти. И хотя ей все-таки не удалось избежать коварной отме­ли, но благодаря вовремя переложенному рулю, глубина под килем «Акулы» позволила ей сняться с мели самостоятель­но.

Подводная лодка "Акула" смогла самостоятельно освободиться
Подводная лодка "Акула" смогла самостоятельно освободиться

Для помощи подводной лодке «Аллигатор» из базы вышел отряд кораблей. Канонерская лодка «Храбрый», как судно с малой осадкой, занималось попавшей в беду «рептилией», а крей­сера «Громобой» и «Адмирал Макаров» (тип «Баян») ис­полняли роль сил прикрытия. Лодку довольно быстро сня­ли с мели, но у нее, как оказалось, был погнут вал винта, и вновь выйти на позицию она смогла только 15 декабря.

Канонерская лодка "Храбрый" обеспечила снятие подводной лодки с мели.
Канонерская лодка "Храбрый" обеспечила снятие подводной лодки с мели.

Но не только необозначенные мели представляли опасность для подводных лодок, удивительно, но и штормы для них бывали опасны, особенно если командир принимал решение идти в надводном положении.

30 июля 1915 года в море в свой очередной боевой по­ход вышла подводная лодка Балтийского флота «Дракон» (тип «Кайман»), командир стар­ший лейтенант Ильинский. В 16:00 лодка, покинув Аренсбург, в условиях сильного волнения на море направилась на отведенную ей позицию.

Подводная лодка "Дракон"
Подводная лодка "Дракон"

К вечеру на море разыгрался сильный шторм, в услови­ях которого «Дракон» ещё почти сутки продолжал движе­ние в надводном положении. В результате сильных ударов волн на лодке оказались сорванными рубочная дверь, лёг­кая поперечная переборка ограждения рубки и несколько листов обшивки кожуха шпиля. Получили повреждения левый носовой горизонтальный руль (перекладывался с большим трудом на ограниченный угол) и обшивка ог­раждения рубки, в результате деформации набора ограждения которой, перестал вращаться верхний штурвал. Считая, что дальнейшее плавание с такими поврежде­ниями опасно для подводной лодки, командир принял решение вернуться в Аренсбург для ремонта.

Через два дня «Дракон» вновь вышел в море и вновь был вынужден вернуться, но на этот раз из-за выхода из строя соединительной муфты правого двигателя. В Рижский залив лодка пришла своим ходом под левым двигателем. Здесь по пути ее взял на буксир транспорт «Хабаровск», служивший вспомогательным судном в составе 1-го дивизиона.

Транспорт "Хабаровск" выполнял роль плавбазы для экипажей подводных лодок Балтийского флота
Транспорт "Хабаровск" выполнял роль плавбазы для экипажей подводных лодок Балтийского флота

Следуя за транспортом, лодка во время прохода сетевых заграждений коснулась днищем дна залива. После прибытия в порт водолазы, осмотрев подводную часть подводной лодки, обнаружили, что у «Дракона» деформирован киль и сорвана решетка кингстона. В течение суток все повреждения корпуса и механизмов были устранены.

Источники: Александров, Ю. Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г.- 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.