Найти тему

Родители детей с ОВЗ: Нам прямо говорят, мы не умеем работать с вашими детьми

Оглавление
KazanFirst
KazanFirst

В Казани продолжается активная стройка объектов инклюзивного образования, по которому дети с особенностями здоровья будут обучаться вместе с остальными. Однако это не решит проблему полностью, считают эксперты, опрошенные KazanFirst. Вместе с развитием инфраструктуры нужно заниматься и подготовкой квалифицированных кадров.

«Их принимают с осторожностью»

Знакомьтесь – это Илья Школьников. День и ночь он занимается одним очень серьезным делом – строит детский садик для своего сына с символичным названием «Все сам». Все свои силы мужчина посвящает только этому. Почему бы не водить ребенка в уже существующие детсады, спросите вы?

У Ильи особенный сын, у него ДЦП. Ему нужен специальный уход и специальное образование, какого не найти ни в одном из других работающих учреждениях. Поэтому он решил не ждать у моря погоды, а взять проблему в свои руки и решить ее своими силами. Благо, Илью заметили в мэрии и помогли подобрать здание. Это было помещение супермаркета на улице Гарифьянова.

KazanFirst
KazanFirst

На самом же деле проблема, с которой столкнулся Илья Школьников, широко распространена среди родителей инвалидов. Мамы и папы часто не могут отдать особенного ребенка в детский садик, устроить его в школу, а потом в вуз. Во-первых, в образовательных учреждениях нет условий для детей с ОВЗ, а во-вторых, так сложилось исторически, что в России всегда с неохотой принимают или вообще не принимают инвалидов. Татарстан в этом плане не исключение.

Каплей позитива этот факт разбавили некоторые эксперты. Например, мама особенного ребенка, директор и учредитель АНО «Центр помощи детям-инвалидам по слуху «ГоворУши» Оксана Талдыкина отмечает положительную динамику по республике.

- На сегодняшний день ситуация с образованием детей с ОВЗ в Татарстане начинает меняться в лучшую сторону. Детям стали более доступны объекты дополнительного образования, создаются условия для их социальной адаптации, - рассказала она.

Однако, несмотря на это, зачастую государственные учреждения, по словам собеседницы, «принимают детей-инвалидов с осторожностью, мотивируя свои отказы отсутствием необходимых специалистов для работы с данной категорией. Налицо нехватка кадров, психологов, тьюторов, ассистентов, логопедов-дефектологов».

Кто и как развивает в Казани инклюзию

В Казани тема инклюзивного образования, что значит форма обучения, при которой дети-инвалиды могут обучаться вместе со здоровыми, благодаря чему они быстрее и легче привыкают к окружающему миру, на протяжение последних пару лет остается одной из наиболее актуальных. Инклюзивные программы практикуются не только в школах, но и в детских садах, а также в колледжах и университетах. Причем количество таких объектов в городе каждый год все растет.

KazanFirst
KazanFirst

Вот и в этот раз мэр столицы Ильсур Метшин заявил о том, что в 2022 году власти продолжат активное строительство инклюзивных центров.

- Мы поставили задачу иметь такие в каждом районе, и обязательно ее выполним, - высказался он об этом.

К слову, в текущем году запланировано проектирование уникального инклюзивного образовательного центра, который расположится на базе лицея №78 «Фарватор». Здесь появятся спортивно-досуговый центр, лечебные блоки с мастерскими и ряд лабораторий. Кроме того, ожидается торжественное открытие первого в России кондуктивного детского садика «Я сам», что строит Илья Школьников. Свои двери впервые распахнет и инклюзивный досуговый центр «Перемена» при храме Серафима Саровского.

Определенная заслуга в том, как много внимания власти уделяют развитию инфраструктуры образовательных и досуговых учреждений для детей с ОВЗ, принадлежит самим родителям особенных детей. Мамы и папы сами рассказывают о своих проблемах чиновникам и предлагают варианты их решений, говорит мама ребенка с ДЦП Далия Гайнанова.

- Когда я стала депутатом Казанской городской думы, я организовала встречу мамочек детей с разными заболеваниями с Ильсуром Метшиным, чтобы они от первого лица рассказали о том, с чем им приходится каждый день сталкиваться. Мы подняли вопросы нянь, которые нужны нам всегда, если нам необходимо куда-то выехать, обратили внимание на инклюзивные школы, ссузы и вузы, попросили приобщить нас к спорту, потому что многие наши спортивные объекты не приспособлены к детям с особенностями, попросили организовать бесплатные кружки дополнительного образования в ДК. После этой встречи все стало меняться в лучшую сторону, - вспоминала она во время нашего разговора.
KazanFirst
KazanFirst

По поручению мэра действительно заработали центры дополнительного художественного образования в домах культуры и уже состоялся первый набор детей в них. В каждом районе главам поручили выделить помещения для временного пребывания детей-инвалидов, пока их мамы на выездах. В спортивных объектах выделили отдельные раздевалки, а также началось строительство отдельного спортобъекта для детей с ОВЗ. Пустующее отапливаемое помещение на территории школы №49 решили перевоплотить в  досуговый центр, где дети смогут заниматься робототехникой, гончарным мастерством и столярным.

В новых центрах - старые проблемы

Все родители, с которыми нам удалось пообщаться на тему развития инклюзивного образования в городе, твердо убеждены: строительство новых центров или их создание на базе уже существующих объектов решит лишь полбеды. Для полного счастья не хватает профессиональных педагогов, которые могли бы работать с особенными детьми, а также тьютеров, которые организуют условия для успешного включения ребенка в образовательную среду и во всем сопровождают его.

- Недостаток квалифицированных специалистов, готовых работать с разными назологиями детей с ОВЗ  – это основная проблема в образовании. Это вопрос к нашему министерству образования и науки Татарстана. Почему они уделяют этому вопросу так мало внимания?! - вопрошает Талдыкина.

Особенно трудно найти педагогов для детей с ментальными расстройствами, подчеркивают некоторые из наших собеседников, например, Алсу Богданова, мама ребенка-инвалида с аутизмом.

KazanFirst
KazanFirst
- В Татарстане 16 тысяч детей-инвалидов. Из них 30 процентов это дети с ментальными нарушениями. В основном такие детки вынуждены обучаться на дому и опыта социализации они нигде не получают. У них нет опыта общения, а для того, чтобы научиться вести себя в обществе, они должны в нем находиться. Это можно сделать с помощью образовательных учреждений или системы дополнительного образования. На сегодня есть у нас программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а для детей с ментальными нарушениями таких программ вообще нет. Нам прямо говорят, мы не умеем работать с вашими детьми, - поделилась она своей личной болью.

На нехватку помощи со стороны квалифицированных специалистов посетовала и председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Татарстана (РО ВОРДИ РТ)  Жанна Халтурина.

- У меня двое детей. Оба инвалиды. У одной ДЦП, у другой ТМНР. И вот проблема: куда им идти? Если учиться, то у них должны быть тьюторы, ассистенты и подготовленные тренеры. Если говорить о досуге, то на него у родителей просто не остается времени и сил. Он и так возит своего ребенка то в школу, то на реабилитацию. Мне мамы часто говорят, что, если бы что-то и открылось, нам сложно будет водить туда детей. Другое дело, если бы был организованный подвоз детей с сопровождением к самим центрам, например социальное такси с большим автопарком. На данный момент этим вопросом занимается несколько НКО, но этого не достаточно, - рассказала она.

Оказалось, что виноваты в нехватке кадров по работе с детьми с ОВЗ не представители Минобрнауки РТ. Проблема кроется глубже. По словам наших собеседников, деятельность тьюторов никак не регулируется нормативными актами. В действующем Федеральном законе «Об образовании» нет упоминания о том, кто такой «тьютор». А в положении п.2 ст. 79 закона содержится указание на необходимость специальных условий для образования лиц с ОВЗ, среди которых в п.3 79 числится и предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. Получается, что законодатель возлагает на учебное заведение обязанность по предоставлению услуг ассистента, при этом не раскрывая его правового статуса и перечня обязанностей и требований к квалификации.

- Все тьюторы – это люди с высшим педагогическим образованием. За свой огромный труд они получают небольшую зарплату. Кто пойдет работать в государственные учреждения? Конечно, все уйдут работать к детям, обучающимся на дому. Это проблема всех регионов, - добавила Халтурина.

Не хватает детям с ОВЗ и спортивных тренеров. По мнению Богдановой, здесь тоже немаловажную роль играет зарплата специалистов. Впрочем, и самих объектов, где можно работать с детьми-инвалидами в городе практически нет.

KazanFirst
KazanFirst
- Казань очень богатый город на спортивную инфраструктуру, но для детей-инвалидов кружков очень мало. Сейчас существует потребность открытия кружка по фигурному катанию для детей с ментальными нарушениями, - рассказала она.

Инклюзия нужна и для здоровых детей

Еще одно в чем твердо убеждены родители детей-инвалидов, так это в необходимости развития инклюзивных центров образования. Особенные дети должны обучаться рядом со здоровыми.

- Каждому понятно, что ребенку лучше развиваться в среде обычных детей, это полезно всем сторонам процесса образования, и детям с ОВЗ, и нормотипичным детям. Например, для нормального развития слуха и речи ребенку нужна речевая среда, ведь если ребенок находится среди неговорящих детей, то он и не заговорит, вспомните Маугли, - отмечает Талдыкина.

Об этом же высказалась и Богданова. По ее мнению, инклюзия – это способ скорейшей реабилитации для детей с ОВЗ.

- Если их сейчас не реабилитировать, мы здоровым детям оставим огромную армию людей с ОВЗ, которые ни к чему не приспособлены. Чтобы облегчить жизнь здоровых, мы должны научить самостоятельности особенных детей. Чему ребенок-инвалид может научиться сидя дома? Куда ему идти на работу? Хотя возможность обучиться творческим профессиям есть,- поделилась она.

Депутат казгордумы Далия Гайнанова убеждена, что не только дети-инвалиды, но и само общество здоровых должно быть готово к сотрудничеству.

KazanFirst
KazanFirst
- Должна быть и социальная реклама, чтобы люди слышали, что есть такие люди с ОВЗ, что им нужно помогать. Нам надо готовить общество, чтобы дети с особенностями не стеснялись  выходить к другим. Чем больше они будут выходить на улицы нашего города, тем быстрее мы привыкнем к этому, - подытожила она.