Найти в Дзене
Учитель первый твой

Куда понесло слона на уроке литературного чтения? Или зачем шутить о серьёзном.

Прочитала недавно здесь великолепную статью о педагогических приёмах на грани фола. Автор-словесник, обладая незаурядным чувством юмора, рассказывает о том, как ему удаётся удерживать внимание подростков на уроках литературы, используя шутки, которые "немного на грани допустимого". "Ба" , - подумалось мне. - "Да это же практически наши сумасшедшие пятницы". В последний день недели волей случая в расписании у 3 б класса шесть уроков. Они все мои, никаких физкультур, музык и прочих радостей жизни и глотков свежего воздуха. Учитывая, что дети к концу недели тоже уставшие, но предвкушающие выходные, денёк каждый раз получается не из лёгких. Именно пятница часто превращается у нас в некое подобие "безумного чаепития", как у Л. Кэррола. Без отрыва от учебного процесса, безусловно. Урок литературного чтения. Проверка домашнего задания - выразительное чтение басни А. И. Крылова "Слон и Моська"... При слове "Моська" раздаётся активный лай с нескольких парт и ещё более активный смех осталь

Прочитала недавно здесь великолепную статью о педагогических приёмах на грани фола. Автор-словесник, обладая незаурядным чувством юмора, рассказывает о том, как ему удаётся удерживать внимание подростков на уроках литературы, используя шутки, которые "немного на грани допустимого".

"Ба" , - подумалось мне. - "Да это же практически наши сумасшедшие пятницы".

В последний день недели волей случая в расписании у 3 б класса шесть уроков. Они все мои, никаких физкультур, музык и прочих радостей жизни и глотков свежего воздуха. Учитывая, что дети к концу недели тоже уставшие, но предвкушающие выходные, денёк каждый раз получается не из лёгких.

Именно пятница часто превращается у нас в некое подобие "безумного чаепития", как у Л. Кэррола. Без отрыва от учебного процесса, безусловно.

Урок литературного чтения. Проверка домашнего задания - выразительное чтение басни А. И. Крылова "Слон и Моська"...

При слове "Моська" раздаётся активный лай с нескольких парт и ещё более активный смех остальных, доселе спокойно сидящих.

- Друзья мои! А знаете-ли вы, что все люди развиваются в разном темпе? У каждого свой путь, своя скорость развития... (Насторожились, слушают, чуют отступление от темы, потирают лапки). И это нормально, что у нас в классе собрались такие разные люди - те, которые уже почти взрослые, и те, которые пока еще малыши. Вторым , конечно, нудно трууудно учиться, сидишь на одном месте, басни всякие читаешь, когда так хочется лопаткой снег копать... Объявляю построение: "Средняя группа детского сада, становись! Разомнёмся и покричим. Транспаранты за дверью, не забудьте их прихватить. И....- левой, левой, раз-два-три. Гавкаем дружно, в унисон! Или можем разложить по голосам, в терцию. В едином порыве строем обойдём весь второй этаж и вернёмся на место. Эй, а вы где, желающие? (В классе хохот, на построение никто не выходит).

Через пару минут проверяю всё-таки домашнее задание... Ученица читает выразительно, но ближе к концу басни неожиданно увеличивает темп.

- Настя, в целом всё хорошо... Только куда ты побежала в конце басни? Ведь всё так хорошо начиналось... Степенно вышагивал слон, стояли зеваки, разинув рты. Лето, жара, сонное марево... И вдруг после лая Моськи вся эта братия совершенно неожиданно понеслась по улице! Впереди слон со скоростью конки, за ним Шавка и Моська, потом толпа зевак и следом кто?.....Правильно! Средняя группа детского сада с транспарантами, гавкающая в унисон. Очень неожиданный финал, правда? Посреди пустой улицы остался одиноко стоять Иван Андреевич Крылов, совершенно искренне недоумевая, что же всё-таки случилось с сюжетом басни, в чём, собственно, теперь мораль. А главное, кто эти гавкающие дети с транспарантами...

***

Вспоминая уже после подобные демарши, иногда думаю, куда меня несёт? "Бред, издевательство над классикой, - скажут некоторые". И, наверное, вполне себе будут правы.

Ну уж что есть, то есть) Однако, после подобных приёмов, как ни странно, возвращение к серьёзным вещам на уроке происходит, почему-то, в разы быстрее. А в отношениях с учениками появляется какая-то особая близость, когда только они и я знают что-то тайное, что-то своё.

И вот через урок мы уже вместе роняем слезы, читая быль "Лев и собачка" Л. Толстого. И никто не гавкает. Звенящая тишина. ..

#начальная школа #обучение детей #учитель начальных классов #школьное образование #юмор