Сергей Балакин
Первая часть статьи о необычной истории острова Сен-Барт здесь.
Итак, остров Святого Варфоломея, он же Сан-Бартеломео, Сен-Бартельми, Сен-Барт и Сен-Бартс. А также «Карибский Сен-Тропе», «Карибский Кот д'Азур», «Остров миллионеров», а с некоторых пор «Остров миллиардеров»… Поистине рекордсмен по числу имён и прозвищ!
Превращение Сен-Барта в туристический супер-бренд началось в 50-е годы ХХ века. Первым здесь обосновался Дэвид Рокфеллер. Маленький живописный остров с первозданной природой, лишённый какого-либо промышленного или сельскохозяйственного производства, и на который можно было попасть разве что на собственной яхте, как нельзя лучше подходил для уединённого отдыха. Миллиардер построил виллу на малодоступном северо-западном побережье, рядом с пляжем, который теперь именуют Рокфеллеровским. Вскоре его примеру последовал другой магнат - Эдмон де Ротшильд. И пошло-поехало: обладателями недвижимости на Сен-Барте становится семейство Фордов, затем Грета Гарбо, Рудольф Нуреев, Сильвестр Сталлоне... В 2009 году здесь приобрёл поместье Роман Абрамович, а вслед за ним сюда потянулись и прочие наши соотечественники – их имена часто мелькают в светской хронике и гламурных журналах. Впрочем, зарубежные звёзды Сен-Барт тоже уважают: на пляжах острова были неоднократно замечены Пол Маккартни, Леонардо ДиКаприо, Пэрис Хилтон, Камерон Диаз, Бейонсе и далее по списку. Сплошь богема и бомонд.
Ну а простым смертным, кому хочется посмотреть на остров миллионеров своими глазами, но у кого нет собственной суперъяхты, можно поступить следующим образом. Есть четыре способа добраться до Сен-Барта. Самый быстрый – по воздуху. Относительно крупный франко-голландский остров Синт-Мартен (он же Сен-Мартен), на котором есть международный аэропорт, расположен всего лишь в 25 километрах и хорошо виден невооружённым глазом. Между островами налажено воздушное и морское сообщение.
Однако, как уже говорилось в первой части статьи, Сен-Барт - остров маленький, его площадь всего около 25 кв. км. Поэтому здесь вся транспортная инфраструктура миниатюрная – и морской порт, и аэродром. Полёт на воздушном такси – тот ещё квест. Из-за очень короткой взлётной полосы самолётам перед посадкой приходится пролетать буквально в нескольких метрах над перевалом и затем резко пикировать вниз. А по перевалу проходит шоссе, и пилотам, как и водителям, нужно быть очень внимательными. Наверное, Сен-Барт – единственное место на планете, где регулярно (пусть и нечасто) происходят необычные ДТП - столкновения автомобилей и самолётов.
Второй способ добраться до Сен-Барта – на быстроходном пароме. Таковые обеспечивают регулярное сообщение с островом Синт-Мартен. Раньше это были однокорпусные суда; путь на них занимал 1 час 15 минут. Сейчас их сменили скоростные катамараны компании Voyager, они преодолевают расстояние между островами за 45 минут.
Если вы захотите посмотреть Сен-Барт за один день, то следует иметь в виду, что последний катамаран уходит довольно рано – в 17:15. А первый рейс прибывает в 10:00. То есть времени на осмотр гламурного чудо-острова у вас будет немного. Если же остаться на день-два, то бюджет поездки станет совсем другим. Цены на жильё на Сен-Барте астрономические – остров претендует на право считаться самым дорогим в мире. Отели небольшие и их мало; туристам обычно предлагают арендовать частные виллы. Конечно же, ценник такого предложения аховый. Рестораны тоже, мягко говоря, недёшевы. Частично это можно объяснить тем, что на острове абсолютно всё привозное - продукты, любые товары, топливо и даже пресная вода. Но главное всё же не это. Статус суперэлитного курорта обязывает держать марку. К тому же высокий уровень цен защищает от проникновения на остров бродяг, попрошаек и разных сомнительных личностей. Поэтому здесь нет бедных и нет криминала.
Вариант номер три: попасть на Сен-Барт можно на чартерной яхте. Подобные туры активно рекламируют яхтенные компании на том же Синт-Мартене. Вариант не дешёвый и не бесспорный – у него сколько плюсов, столько и минусов. Как, впрочем, у путешествия на чартерной яхте в любом другом месте планеты. У меня есть определённый опыт таких плаваний, и я как-нибудь посвящу этой теме отдельный рассказ (возможно, и не один).
Наконец, четвёртый путь – на круизном лайнере. Как ни странно, для путешествия на Сен-Барт он мне кажется предпочтительным. Конечно, его тоже нельзя назвать бюджетным – на остров заходят только лайнеры класса люкс. Но по критерию «стоимость – эффективность» он всё равно выглядит лучше других.
Почему же круиз – это оптимально? Во-первых, стоянка лайнера обычно довольно продолжительная, судно уходит как правило уже затемно. Во-вторых, имея каюту и питание на борту, вас почти не коснётся запредельная дороговизна всего и вся. В-третьих, в программе круиза не только Сен-Барт, но много и других интересных мест, и если разделить потраченные деньги на весь объём полученных впечатлений, то траты выглядят совершенно оправданными.
Мой визит на Сен-Барт состоялся в ноябре 2011 года. Мы пришли, как первооткрыватели новых земель – на паруснике. Круизная баркентина «Star Clipper» - роскошное судно, первенец в своём классе. Но про неё будет отдельный рассказ, сейчас не буду отвлекаться от темы.
Как мне кажется, одного полного дня для знакомства с Сен-Бартом вполне достаточно. Остров небольшой, его можно успеть обойти-объехать на такси или арендованной машине за несколько часов. И при этом останется время, чтобы искупаться на одном из разрекламированных пляжей. Хотя лично я купаться не стал. Поскольку маршруты круизов обычно составлены так, что в них есть пара-тройка относительно недолгих (максимум полдня) «пляжных» стоянок. Там купаться не менее комфортно и в целом более целесообразно. Хотя бы потому, что там больше и делать нечего.
Столицу Сен-Барта Густавию можно обойти за полчаса. Не сказать, что архитектура городка впечатляет. Но особенности у здешних зданий есть. Оказывается, многие из них построены из монолитного бетона и снаружи обшиты сайдингом. Они значительно прочнее, чем на большинстве других Антильских островов. И потому успешнее переносят разрушительные тропические ураганы, которые тут время от времени случаются.
Общественного транспорта, за исключением редких такси, на Сен-Барте нет. Зато меня поразило огромное количество электромобилей (заметим, это 2011 год!). Большинство их – каршеринговые, их можно взять в аренду на любой срок.
Разумеется, на острове очень развит водный транспорт. Тут плавсредства на любой вкус – от прогулочных лодок до огромных роскошных яхт. Например, мне встретилась 51-метровая моторная яхта «Helios» (бывшая «Anson Bell»), построенная в 2002 году на верфи Palmer Johnson (Монако). Её тоннаж - 555 брт. Это чартерная лодка (впрочем, какая лодка? Корабль!); её аренда стоит от $200 000 за неделю. И это в низкий сезон, причём без стоимости топлива и продуктов.
Местная достопримечательность - маяк Густавия на вершине холма к северу от города. Белая башня высотой 9 метров была построена в 1961 году. Ночью маяк мигает каждые 12 секунд белым, зелёным или красным, в зависимости от направления, цветом. Ниже маяка установлен большой белый крест с распятием; оба сооружения также служат створными знаками.
С площадки у основания маяка открывается прекрасный вид на город, бухту и внешний рейд.
Личные впечатления. Сен-Барт, конечно, место особенное. Удивительно, но здесь очень мало негров и мулатов. Для Антильских островов это почти невероятный факт. Я был на 13 Карибских островах, и лишь на двух из них видел белых местных жителей: на Сен-Барте и крошечном архипелаге Иль-де-Сент (Острова Святых) близ Гваделупы. Население всех остальных островов - абсолютно чёрное, африканское.
Говорят, что Сен-Барт похож на Сен-Тропе. Вообще я бы так не сказал, в Сен-Тропе совсем другой колорит, другая архитектура… Но кое-что общее есть. Расслабляющая курортная атмосфера, обилие яхт. И опять же нетипичное для региона преобладание белой расы. Из-за дороговизны в Сен-Тропе почти нет африканско-арабских иммигрантов – те предпочитают Ниццу, Марсель и прочие более хлебные места…
На Сен-Барте не встретишь таких повсеместно распространённых вещей как прилавки и развалы со всяким курортным барахлом и сувенирами типа магнитиков на холодильник. Не встретишь и вездесущего «Макдональдса»; здесь вообще нет ни одного сетевого ресторана. Только бутики известных брендов, всякие «гуччи-версаче» и прочий «от кутюр», рестораны с авторской кухней и морскими деликатесами.
Закончу символичным кадром: пришвартованный у набережной респектабельный катер-яхта под названием «Unforgettable» - «Незабываемый».
Вот такой он, остров Святого Бармалея Варфоломея. Незабываемый.
***
Похожие публикации журнала:
Санторини – самый красивый остров Средиземного моря
Ах, богемные Багамы! Частный остров Хаф-Мун-Кей