Найти тему
КруиЗеро

Остров Сен-Барт: представь себя миллионером!

Сергей Балакин

Остров Сен-Бартельми, он же Сен-Барт. Фото автора
Остров Сен-Бартельми, он же Сен-Барт. Фото автора

Первая часть статьи о необычной истории острова Сен-Барт здесь.

Итак, остров Святого Варфоломея, он же Сан-Бартеломео, Сен-Бартельми, Сен-Барт и Сен-Бартс. А также «Карибский Сен-Тропе», «Карибский Кот д'Азур», «Остров миллионеров», а с некоторых пор «Остров миллиардеров»… Поистине рекордсмен по числу имён и прозвищ!

Сен-Барт, гавань Густавии. Фото автора
Сен-Барт, гавань Густавии. Фото автора

Превращение Сен-Барта в туристический супер-бренд началось в 50-е годы ХХ века. Первым здесь обосновался Дэвид Рокфеллер. Маленький живописный остров с первозданной природой, лишённый какого-либо промышленного или сельскохозяйственного производства, и на который можно было попасть разве что на собственной яхте, как нельзя лучше подходил для уединённого отдыха. Миллиардер построил виллу на малодоступном северо-западном побережье, рядом с пляжем, который теперь именуют Рокфеллеровским. Вскоре его примеру последовал другой магнат - Эдмон де Ротшильд. И пошло-поехало: обладателями недвижимости на Сен-Барте становится семейство Фордов, затем Грета Гарбо, Рудольф Нуреев, Сильвестр Сталлоне... В 2009 году здесь приобрёл поместье Роман Абрамович, а вслед за ним сюда потянулись и прочие наши соотечественники – их имена часто мелькают в светской хронике и гламурных журналах. Впрочем, зарубежные звёзды Сен-Барт тоже уважают: на пляжах острова были неоднократно замечены Пол Маккартни, Леонардо ДиКаприо, Пэрис Хилтон, Камерон Диаз, Бейонсе и далее по списку. Сплошь богема и бомонд.

Сен-Барт. На переднем плане – столица острова Густавия. Фото: stbarth.com
Сен-Барт. На переднем плане – столица острова Густавия. Фото: stbarth.com

Ну а простым смертным, кому хочется посмотреть на остров миллионеров своими глазами, но у кого нет собственной суперъяхты, можно поступить следующим образом. Есть четыре способа добраться до Сен-Барта. Самый быстрый – по воздуху. Относительно крупный франко-голландский остров Синт-Мартен (он же Сен-Мартен), на котором есть международный аэропорт, расположен всего лишь в 25 километрах и хорошо виден невооружённым глазом. Между островами налажено воздушное и морское сообщение.

«Воздушная маршрутка» с надписью «St. Barth commuter» на борту. Фото автора
«Воздушная маршрутка» с надписью «St. Barth commuter» на борту. Фото автора
Сен-Барт. Самолёт заходит на посадку. Фото автора
Сен-Барт. Самолёт заходит на посадку. Фото автора

Однако, как уже говорилось в первой части статьи, Сен-Барт - остров маленький, его площадь всего около 25 кв. км. Поэтому здесь вся транспортная инфраструктура миниатюрная – и морской порт, и аэродром. Полёт на воздушном такси – тот ещё квест. Из-за очень короткой взлётной полосы самолётам перед посадкой приходится пролетать буквально в нескольких метрах над перевалом и затем резко пикировать вниз. А по перевалу проходит шоссе, и пилотам, как и водителям, нужно быть очень внимательными. Наверное, Сен-Барт – единственное место на планете, где регулярно (пусть и нечасто) происходят необычные ДТП - столкновения автомобилей и самолётов.

-6
Вот так самолёты пролетают над перевалом, чтобы сразу спикировать на посадку. Фото автора
Вот так самолёты пролетают над перевалом, чтобы сразу спикировать на посадку. Фото автора
А вот как это выглядит с другой стороны перевала. Фото из интернета, автора не знаю
А вот как это выглядит с другой стороны перевала. Фото из интернета, автора не знаю

Второй способ добраться до Сен-Барта – на быстроходном пароме. Таковые обеспечивают регулярное сообщение с островом Синт-Мартен. Раньше это были однокорпусные суда; путь на них занимал 1 час 15 минут. Сейчас их сменили скоростные катамараны компании Voyager, они преодолевают расстояние между островами за 45 минут.

Пассажирский паром «Voyager 1» на подходе к Сен-Барту, ноябрь 2011 г. На дальнем плане – остров Синт-Мартен. Фото автора
Пассажирский паром «Voyager 1» на подходе к Сен-Барту, ноябрь 2011 г. На дальнем плане – остров Синт-Мартен. Фото автора
Паром-ферри «Babou One» компании WIFE (West Indies Ferry’s Express) в гавани Густавии, ноябрь 2011 г.  Фото автора
Паром-ферри «Babou One» компании WIFE (West Indies Ferry’s Express) в гавани Густавии, ноябрь 2011 г. Фото автора

Если вы захотите посмотреть Сен-Барт за один день, то следует иметь в виду, что последний катамаран уходит довольно рано – в 17:15. А первый рейс прибывает в 10:00. То есть времени на осмотр гламурного чудо-острова у вас будет немного. Если же остаться на день-два, то бюджет поездки станет совсем другим. Цены на жильё на Сен-Барте астрономические – остров претендует на право считаться самым дорогим в мире. Отели небольшие и их мало; туристам обычно предлагают арендовать частные виллы. Конечно же, ценник такого предложения аховый. Рестораны тоже, мягко говоря, недёшевы. Частично это можно объяснить тем, что на острове абсолютно всё привозное - продукты, любые товары, топливо и даже пресная вода. Но главное всё же не это. Статус суперэлитного курорта обязывает держать марку. К тому же высокий уровень цен защищает от проникновения на остров бродяг, попрошаек и разных сомнительных личностей. Поэтому здесь нет бедных и нет криминала.

Торговая улочка в Густавии. Фото автора
Торговая улочка в Густавии. Фото автора

Вариант номер три: попасть на Сен-Барт можно на чартерной яхте. Подобные туры активно рекламируют яхтенные компании на том же Синт-Мартене. Вариант не дешёвый и не бесспорный – у него сколько плюсов, столько и минусов. Как, впрочем, у путешествия на чартерной яхте в любом другом месте планеты. У меня есть определённый опыт таких плаваний, и я как-нибудь посвящу этой теме отдельный рассказ (возможно, и не один).

Внешний рейд Густавии: яхты всех типов и размеров. Многие ночуют, стоя на якоре: цены за стоянку в марине их хозяевам не по зубам. Фото автора
Внешний рейд Густавии: яхты всех типов и размеров. Многие ночуют, стоя на якоре: цены за стоянку в марине их хозяевам не по зубам. Фото автора

Наконец, четвёртый путь – на круизном лайнере. Как ни странно, для путешествия на Сен-Барт он мне кажется предпочтительным. Конечно, его тоже нельзя назвать бюджетным – на остров заходят только лайнеры класса люкс. Но по критерию «стоимость – эффективность» он всё равно выглядит лучше других.

Берега острова Сен-Барт. Справа – круизный лайнер «Regatta» компании Oceania Cruises. Фото автора
Берега острова Сен-Барт. Справа – круизный лайнер «Regatta» компании Oceania Cruises. Фото автора
Лайнер «Regatta» на якорной стоянке. За его кормой – скалистый необитаемый мини-архипелаг Фуршю (ныне природный парк); слева вдали виден остров Синт-Мартен. Фото автора
Лайнер «Regatta» на якорной стоянке. За его кормой – скалистый необитаемый мини-архипелаг Фуршю (ныне природный парк); слева вдали виден остров Синт-Мартен. Фото автора

Почему же круиз – это оптимально? Во-первых, стоянка лайнера обычно довольно продолжительная, судно уходит как правило уже затемно. Во-вторых, имея каюту и питание на борту, вас почти не коснётся запредельная дороговизна всего и вся. В-третьих, в программе круиза не только Сен-Барт, но много и других интересных мест, и если разделить потраченные деньги на весь объём полученных впечатлений, то траты выглядят совершенно оправданными.

Парусный круизный лайнер «Star Clipper», 2011 г. Фото автора
Парусный круизный лайнер «Star Clipper», 2011 г. Фото автора

Мой визит на Сен-Барт состоялся в ноябре 2011 года. Мы пришли, как первооткрыватели новых земель – на паруснике. Круизная баркентина «Star Clipper» - роскошное судно, первенец в своём классе. Но про неё будет отдельный рассказ, сейчас не буду отвлекаться от темы.

На внешнем рейде порта Густавия. Справа видны два круизных лайнера класса люкс - «Regatta» и «Star Clipper». Причала для больших судов на Сен-Барте нет, поэтому высадка пассажиров тендерная, с помощью собственных плавсредств. Фото автора
На внешнем рейде порта Густавия. Справа видны два круизных лайнера класса люкс - «Regatta» и «Star Clipper». Причала для больших судов на Сен-Барте нет, поэтому высадка пассажиров тендерная, с помощью собственных плавсредств. Фото автора

Как мне кажется, одного полного дня для знакомства с Сен-Бартом вполне достаточно. Остров небольшой, его можно успеть обойти-объехать на такси или арендованной машине за несколько часов. И при этом останется время, чтобы искупаться на одном из разрекламированных пляжей. Хотя лично я купаться не стал. Поскольку маршруты круизов обычно составлены так, что в них есть пара-тройка относительно недолгих (максимум полдня) «пляжных» стоянок. Там купаться не менее комфортно и в целом более целесообразно. Хотя бы потому, что там больше и делать нечего.

Роскошные карибские пляжи… Это остров Антигуа, где наш «Star Clipper» стоял за день до прихода на Сен-Барт, ноябрь 2011 г. Фото автора
Роскошные карибские пляжи… Это остров Антигуа, где наш «Star Clipper» стоял за день до прихода на Сен-Барт, ноябрь 2011 г. Фото автора
Типичный пейзаж острова Сен-Барт: скалистые берега и песчаные пляжи в глубине бухт. А также частные виллы на крутых горных склонах. Фото автора
Типичный пейзаж острова Сен-Барт: скалистые берега и песчаные пляжи в глубине бухт. А также частные виллы на крутых горных склонах. Фото автора

Столицу Сен-Барта Густавию можно обойти за полчаса. Не сказать, что архитектура городка впечатляет. Но особенности у здешних зданий есть. Оказывается, многие из них построены из монолитного бетона и снаружи обшиты сайдингом. Они значительно прочнее, чем на большинстве других Антильских островов. И потому успешнее переносят разрушительные тропические ураганы, которые тут время от времени случаются.

-19
Улицы Густавии, ноябрь 2011 г. Фото автора
Улицы Густавии, ноябрь 2011 г. Фото автора

Общественного транспорта, за исключением редких такси, на Сен-Барте нет. Зато меня поразило огромное количество электромобилей (заметим, это 2011 год!). Большинство их – каршеринговые, их можно взять в аренду на любой срок.

-21
-22
-23
-24
Популярный пассажирский транспорт Сен-Барта, ноябрь 2011 г. Фото автора
Популярный пассажирский транспорт Сен-Барта, ноябрь 2011 г. Фото автора

Разумеется, на острове очень развит водный транспорт. Тут плавсредства на любой вкус – от прогулочных лодок до огромных роскошных яхт. Например, мне встретилась 51-метровая моторная яхта «Helios» (бывшая «Anson Bell»), построенная в 2002 году на верфи Palmer Johnson (Монако). Её тоннаж - 555 брт. Это чартерная лодка (впрочем, какая лодка? Корабль!); её аренда стоит от $200 000 за неделю. И это в низкий сезон, причём без стоимости топлива и продуктов.

Марина Густавии. Большая яхта с тёмно-синим корпусом - «Helios». Фото автора
Марина Густавии. Большая яхта с тёмно-синим корпусом - «Helios». Фото автора
Сен-Барт: виллы, яхты, катера… Фото автора
Сен-Барт: виллы, яхты, катера… Фото автора
Яхты на любой вкус: моторная крейсерская и «продвинутый» парусный тримаран. Фото автора
Яхты на любой вкус: моторная крейсерская и «продвинутый» парусный тримаран. Фото автора

Местная достопримечательность - маяк Густавия на вершине холма к северу от города. Белая башня высотой 9 метров была построена в 1961 году. Ночью маяк мигает каждые 12 секунд белым, зелёным или красным, в зависимости от направления, цветом. Ниже маяка установлен большой белый крест с распятием; оба сооружения также служат створными знаками.

Маяк Густавия и крест с распятием. Фото автора
Маяк Густавия и крест с распятием. Фото автора
На площадке у маяка в сторону гавани смотрят пушки (бутафорские, из стеклопластика). Фото автора
На площадке у маяка в сторону гавани смотрят пушки (бутафорские, из стеклопластика). Фото автора

С площадки у основания маяка открывается прекрасный вид на город, бухту и внешний рейд.

Гавань Густавии. Фото автора
Гавань Густавии. Фото автора
Внешний рейд вечером. Фото автора
Внешний рейд вечером. Фото автора
К Густавии со стороны скалистых островков Ле Гро приближается тропический ливень. Фото автора
К Густавии со стороны скалистых островков Ле Гро приближается тропический ливень. Фото автора

Личные впечатления. Сен-Барт, конечно, место особенное. Удивительно, но здесь очень мало негров и мулатов. Для Антильских островов это почти невероятный факт. Я был на 13 Карибских островах, и лишь на двух из них видел белых местных жителей: на Сен-Барте и крошечном архипелаге Иль-де-Сент (Острова Святых) близ Гваделупы. Население всех остальных островов - абсолютно чёрное, африканское.

Говорят, что Сен-Барт похож на Сен-Тропе. Вообще я бы так не сказал, в Сен-Тропе совсем другой колорит, другая архитектура… Но кое-что общее есть. Расслабляющая курортная атмосфера, обилие яхт. И опять же нетипичное для региона преобладание белой расы. Из-за дороговизны в Сен-Тропе почти нет африканско-арабских иммигрантов – те предпочитают Ниццу, Марсель и прочие более хлебные места…

Густавия, яхтенная марина. Фото автора
Густавия, яхтенная марина. Фото автора

На Сен-Барте не встретишь таких повсеместно распространённых вещей как прилавки и развалы со всяким курортным барахлом и сувенирами типа магнитиков на холодильник. Не встретишь и вездесущего «Макдональдса»; здесь вообще нет ни одного сетевого ресторана. Только бутики известных брендов, всякие «гуччи-версаче» и прочий «от кутюр», рестораны с авторской кухней и морскими деликатесами.

Вечерняя Густавия после дождя. Фото автора
Вечерняя Густавия после дождя. Фото автора
Парусный катамаран у причала. Вдали виден расцвеченный иллюминацией парусник «Star Clipper». Фото автора
Парусный катамаран у причала. Вдали виден расцвеченный иллюминацией парусник «Star Clipper». Фото автора

Закончу символичным кадром: пришвартованный у набережной респектабельный катер-яхта под названием «Unforgettable» - «Незабываемый».

«Unforgettable». Фото автора
«Unforgettable». Фото автора

Вот такой он, остров Святого Бармалея Варфоломея. Незабываемый.

***

Похожие публикации журнала:

Санторини – самый красивый остров Средиземного моря

Ах, богемные Багамы! Частный остров Хаф-Мун-Кей