Найти тему
Тихо, Катя думает

Университетское эссе о счастье

Прекрасное утро, приятный ветерок. Что может быть лучше полета? Бильбо хотел ответить: "Теплая ванна и поздний завтрак на лужайке перед домом"

Джон Р. Р. Толкин, “Хоббит, или Туда и обратно”

Не так просто дать определение счастью. Эта задача становится все более сложной по мере того, как мы углубляемся в контекст и расширяем междисциплинарные рамки. Счастье-чувство, счастье-состояние, счастье-категория, счастье-контекст — в каждом конкретном случае нужно рассматривать разные определения этого понятия.

Всегда ли человек радостен, когда он счастлив? Кажется, что счастье как чувство не всегда подразумевает под собой радость, потому как может выражаться и через умиротворение, спокойствие. Американский психолог К. Изард выделил 11 базовых эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе-страдание, стыд, интерес-волнение, вина, смущение. По Изарду, радость — это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Таким образом, с психологической точки зрения я бы поставила между счастьем и радостью знак равенства.

Польский философ В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Как бы ни было неправильно определять понятия через отрицание, но для меня счастье — это отсутствие тревоги, состояние полного умиротворения, не сопровождающегося виной. Но разве возможно не тревожиться вовсе? В жизни иногда происходят события, которые вызывают в нас негативные переживания, как бы мы ни храбрились. Не бывает такого, чтобы человек постоянно испытывал счастье — а если и испытывает, то это, скорее, состояние мании, которое нельзя назвать здоровым.

В таком случае, было бы правильнее говорить о счастье как о категории и контексте. Тогда периодические ощущения грусти и беспокойства не делают человека несчастным, пока он сам не начнет считать себя таковым. Игры гормонов и случайности не выбьют этого человека из колеи.

Такая ли я?

Маленькое счастье — эмоция, большое — это сознательная позиция, выбор каждого человека. Большое счастье для меня заключается в понимании наполненности твоего существования. Как в “Мифе о Сизифе” Альбера Камю: “Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека”. Счастье не в обретении смысла жизни, а в принятии ее бессмысленности. Достаточно тащить свой камень на вершину, чтобы он затем скатился вниз.

К чему тогда был эпиграф из Толкина? У каждого из нас есть, чем заполнить свое сердце. Мое заполнено поздним завтраком, теплой ванной, чайничком и бурчанием на незваных гостей. Но, как и в Бильбо, во мне иногда просыпается что-то “туковское”, и мне хочется “видеть громадные горы, слышать шум сосен и водопадов, разведывать пещеры, носить меч вместо трости”. Поэтому мне так легко ассоциировать себя с этим персонажем.

Счастливые события всегда мимолетны, но из них, как из пазлов, складывается наполненность. Поздняя весна, теплый дождь, велосипед, лучи солнца пробиваются сквозь кроны деревьев, в наушниках - любимая песня; лето, мы с папой на лодке на Обском водохранилище, и закат такой яркий, как не был никогда; Новый год в поезде в Москву; Львов, брусчатка, кофе с чизкейком в кафе, стилизованном под римский дворик; второй класс, мы с папой в Москве, и я ем хот-дог на поребрике в Александровском саду; мы с подругой в Питере, сбиваем ноги до мозолей, но каждый вечер доходим до кондитерской и по скидке едим тортики с кофе; я на концерте любимой британской группы, преодолевая социальную тревожность и агорафобию; 20 тысяч шагов пешком до “Меги” по Бугринскому мосту под страшным ледяным ливнем, в награду — первый поцелуй; я выкладываю последнюю главу книги и получаю отзывы от читателей; каждый раз, когда кошка приходит полежать на моей груди.

Пазл сходится не всегда: детали теряются, а нужная комбинация неочевидна. Так бывает, когда мои мысли заводят меня не туда: в избегание и катастрофизацию. Проще уйти, чем высказать обиду; проще признать поражение, чем искать решение проблемы. Физиологическая реакция на стресс не делает ситуацию лучше. Но с каждым страхом можно справиться, если знать как: главное остановиться на мгновение и поразмыслить, куда тебя заведет паника и отрицание.

Никто из нас не одинок и в счастье, и в несчастье. Если говорить о счастье как философской и социокультурной категории, то нужно учитывать, из какой исследовательской позиции мы исходим. Традиционная модель утверждает индивидуалистический характер европейской культуры, следовательно, и счастье каждого человека в такой модели будет строиться на основе индивидуальных особенностей. Однако современные исследователи, начиная с 1980-х годов, придерживаются другой точки зрения. Так, Мишель Фуко утверждал, что субъект обретает конкретную форму через артикуляцию неопределенности в специфических социальных и исторических контекстах. Мне кажется, это справедливо и отношении понимания счастья, особенно в автобиографических текстах. Человек презентует не изолированную версию себя, а вписанную в определенный контекст. Как писал Камю, в поисках смысла бытия (и счастья тоже) “все завершается признанием глубочайшей бесполезности индивидуальной жизни”.

Потому что искать счастье можно до бесконечности. А счастливым человеком мы становимся только признав бессмысленность этих поисков и начав жить.