Найти тему

Исследование: физическая привлекательность искажает атрибуцию моральных качеств.

Фото из открытого источника. Автор Sound On.
Фото из открытого источника. Автор Sound On.

Недавнее исследование, опубликованное в Journal of Nonverbal Behavior показало, что люди приписывают больше моральных качеств физически привлекательным людям.

Исследования показали, что люди с большей вероятностью приписывают привлекательным людям социально желательные черты (например, альтруизм, душевность). Мета-анализ продемонстрировал, что по сравнению с непривлекательными людьми привлекательным людям приписывают большую социальную компетентность, доминирование, психическое здоровье и интеллект. Этот стереотип может дать много преимуществ для привлекательных людей: большая вероятность быть нанятым или повышенным по службе и меньшая вероятность быть признанным виновным в суде присяжных.

Стереотип “красота - это хорошо” объясняется эффектом ореола, который относится к “когнитивному искажению, при котором положительная оценка одной черты позитивно влияет на оценку несвязанных черт”. Вполне вероятно, что при отсутствии морально значимой информации люди будут полагаться на степень физической привлекательности, при формировании суждений о морали других. Учитывая, что моральные черты имеют особое значение в отношении того как мы воспринимаем других, на них могут влиять стереотипы о красоте в большей степени, чем на положительные, но не имеющие отношение к морали черты (неморальные черты).

Для исследования Кристоф Клебл и его коллеги набрали 504 американских участника. Участники просмотрели 6 изображений привлекательных лиц и 6 изображений непривлекательных или нейтральных лиц, выбранных из Чикагской базы данных. Участники просматривали каждое изображение дважды, один раз с точки зрения моральных качеств (например, добросовестный, смелый) и второй раз - с точки зрения качеств, не относящихся к моральному облику напрямую (неморальные качества) (например, организованный, серьезный). Участники оценивали, насколько вероятно, что изображенный человек обладает описанной чертой (например, “По сравнению со средним человеком, как вы думаете, насколько вероятно, что изображенный человек сострадателен по отношению к другим?” ).

Исследователи обнаружили, что привлекательность лица сильно искажает приписывание моральных черт по сравнению с неморальными чертами, предполагая, что на моральное поведение стереотип "красота - это хорошо" влияет в большей степени, чем другие атрибуты. Участники приписывали привлекательным (по сравнению с непривлекательными) людям больше положительных черт, делая это преимущественно в отношении моральных (по сравнению с неморальными) чертами.