Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, хоть будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом, но пока жил он был простым иеромонахом. Для любителей карьерной лестницы это может быть непонятно: как же так, такой великий старец — и просто иеромонах? И не стал он священником, зато всю свою жизнь наставлял всех, к нему приходящих, в мягкой полушутливой форме. Как родился среди огромной толпы, (в этот день к его дедушке, священнику священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского), так и всю жизнь, как позднее Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу». Его назидательная речь была проста, вместе с тем глубока и мудра. Всегда был добр и приветлив, жизнерадостен и остроумен, но болезнь решила его смирить, чтобы не гордился, не возносился, а внимал в себя. Так он и делал, хотя имел живой характер, горячее сердце и творческую жилку.
Потому по его советам и дом можно и нужно очищать от нечисти. И делать это может, как священник, который освятит дом, та и сам мирянин, который окропит крещенской водой. Можно прочитать Акафист преподобному Амвросию Оптинскому. А еще хорошо бы взывать к нему за помощью в воспитании детей. Эту незаменимую молитву к преподобному Амвросию Оптинскому читайте в этом православном Телеграме — https://t.me/molitvaikona/5317. Молиться просил не только о себе, но в молитве "Господи, помилуй мя грешного", просил добавлять и других дорогих сердцу людей. Такая молитва дорогого стоит.
Или как мытарь со смиренной и самоуничиженной мыслью, взывать часто: “Боже, милостив буди нам грешным”. Вот его слова: "Прилично тогда, когда при молитве вспоминаются другие лица, по причине духовной любви или по причине бывшей когда-либо неприятности. Такая молитва может водворять в душе нашей мир и успокоение".
Его почитали, как старца. и каждого он принимал с любовью, будь-то чиновник, крестьянка, модница или директор. Каждый, кто приезжал к нему, получал утешение, мудрый совет и всегда доброе мирное расположение духа. Сила его веры поражал всех, кто его знал. Как кто-то сказал: "«Золото» не темнеет под спудом скептицизма". Его болезнь отбирала его силы, но духом он был невероятно силен.
Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. «Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22) - эти слова потом были написаны на его могилке.
Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором: а молитва творила чудеса. Он мог исцелять не только телесные, но и душевные недуги, утешая и помогая приходящим к нему. Часто он говорил, как монахам, так и людям, чтобы люди побольше сидели дома, поменьше болтали и пореже звали в дома. Не потому, что их «келии» оскверняться и будет меньше еды, а чтобы не болтать попусту, не держать свой ум в веселье.
Любил людей и к каждому шел с радостью. Его ум был настолько проникновенным, просвещенным Богом, что скоро сделался проницательным. Он видел душу раскрытой книгой, и слова о себе были порой лишними. А как любил он давать советы не только духовные, но и предпринимательские. Он знал многое из неведомому, казалось бы ему, с любой отрасли и очень оживленно вступал в беседы о планах, сделках, намерениях и совершенно точно помогал решить их. Остается только загадкой, как его ум все так постигал, охватывал, помнил… Дух Святой помогал.
При жизни каждому пришедшему, как родной отец находил что ответить, да и сделать это с любовью, ласково, кротко ненавязчиво. Говорил своим чадам, что слишком он уступчивый, потому "слушаться его нужно с первого слова, а иначе, когда уступит, в первую очередь не поздоровиться ему".
Молились ему, и молятся во всех житейских нуждах, но чаще всего, чтобы преподобный укрепил вере, наставил деток, помог выздороветь, хотя чадам своим духовным говорил, что "монаху не надобно лечиться, только подлечиваться".
Очень любил ребят и много хороших наставлений им оставил. Часто напоминал, чтобы "Куда бы не вели - идти, чтобы не показывали-смотреть, и про себя приговаривать: "На все воля Божия». Потому, что нет ничего спасительнее и лучше молитвы. Смотрите текст псалма "Живый в помощи вышняго" в нашем Телеграм канале 👉 https://t.me/molitvaikona/5110. Это отличное «орудие» против лукавого. И если её говорить не переставая, то можно избежать многих бед и неприятностей.
Словом, назидал, что в жизни ничего не нужно бояться. Нового дела, новой работы, нового пути. "Ты не один" – любил повторять он. - Вас двое против одного, беса- ты и Бог, сам Бог, а значит бояться нечего".
Часто любил повторять, что мол "ты Бога проси, а сам не лежи". И все возможно, говорил он, нет не возможного, если рядом Бог, главное о нем не забывать, ведь "тому плохо, кто забыл Бога". Есть даже притча, им рассказанная. Барин, который всем всегда отказывал, отвечая:Не могу и то, не могу и это. А как поехал один ночью через лес на санях, и увидел сотни волчьих глаз в ночи, так от страха в 3 шубах на дерево залез. "Вот тебе и не могу" –приговаривал, смеясь преподобный Амвросий.
А еще много молился, мог помогать на расстоянии, исцелял, слегка ударяя по голове, как людей, так и животных. Ударит палкой и на ноги человека ставит. Голова болит, стукнет и все проходит. Даже лошадь также одной крестьянке силы придал, взяв хворостину, стегнул её, прикрикнув: «Вставай, лентяйка!» — и лошадь послушно поднялась на ноги. А когда дивились его простым словам, старец улыбался, приговаривая: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».
Жить советовал не лицемерно, просто, не тужить, не досаждать, что значит не унывать, не обременять людей, все со смирением принимать, что Господь ниспошлет. Жить тихо, с мыслью о Боге, чтобы не раздражаться, лучше не спешить.