Найти тему
Омут памяти

Три возраста любви Северуса Снейпа. Письмо читательницы

Оглавление

Северус Снейп и его чувства к Лили Эванс. Были ли они любовью? Заслуживали ли взаимности? Столько вопросов, и у каждого поттеромана на них есть свой ответ.

Недавно мне пришло очень интересное письмо читательницы на эту тему. Я с удовольствием его прочитала, и, кажется, даже смогла немного изменить своё мнение на эту тему.

Теперь я предлагаю это письмо вам.

Небольшое предисловие

Я давняя снейпоманка, но любовь Снейпа к Лили никогда не вызывала у меня особого интереса. Гораздо больше меня интересовали отношения Снейпа с Дамблдором и с «Хогвартсом в широком смысле слова», поскольку там действительно можно было говорить об отношениях. В случае же с Лили отношений как таковых в книге кот наплакал. Соответственно, я воспринимаю эту любовь исключительно в контексте развития личности Снейпа, как своего рода «витамин морального роста». Иначе говоря, я люблю и ценю Снейпа не за его великую (без кавычек) любовь к Лили. Я ценю его любовь к Лили, как важную часть его личности, но его личность для меня к ней отнюдь не сводится. Поэтому я могу рассуждать об этой любви рационально, без восхищенных возгласов.

А если уж рассуждать о любви рационально, то нет никакого смысла обращаться к моему личному пониманию любви – у других людей оно неизбежно будет иным. Но любовь – это ещё и культурный феномен. «Гарри Поттер» уже прочно вошел в мировую культуру, так почему бы не взглянуть на чувства Снейпа к Лили с точки зрения тех понятий о любви, которые были сформулированы ещё в Древней Греции и дожили до наших дней?

Поскольку Снейп менялся как личность, вместе с ним неизбежно менялась и его любовь к Лили. Проблема тех, кто отрицает любовь Снейпа к Лили, как раз в том, что они воспринимают его отношение к ней, как нечто статичное. Но совершенно неправильно ставить на одну доску чувства ребенка, юноши и взрослого, многое пережившего человека. В сущности, эти чувства настолько различны, что их можно отнести к разным видам любви.

Детство: филия

Филия – это любовь-дружба. Дружба предполагает, что между людьми есть нечто общее, некая общность интересов. У Снейпа и Лили в детстве общим было то, что они оба были волшебниками. Для обоих были очень важны их магические способности. Да-да, и для Лили тоже, раз она не могла удержаться и колдовала при любом удобном случае, несмотря на негативную реакцию Петуньи. И для обоих очень важно иметь друга, который был бы таким же, как он сам. Плюс, конечно, важна личность друга. Снейп говорит Лили: «Никто не отправит тебя в Азкабан! Ты такая …» - понятно, что он хотел сказать «такая хорошая». В тот период для Снейпа достаточно важны чувства Лили: он спешит объяснить, что не имел в виду ничего плохого, назвав её «ведьмой». Успокаивает её насчет Азкабана и колдовства несовершеннолетних. На вопрос «а это важно – из какой я семьи?» отвечает «нет, совсем не важно». Смущается и огорчается, когда в гневе роняет ветку на Петунью, потому что это огорчает Лили. Удерживается, когда хочет сказать о Петунье «она всего лишь магл», и старается утешить Лили. Уходит вслед за ней из купе, не связываясь с Мародёрами, потому что она об этом просит. Явный контраст с тем, что будет позднее.

Было в его тогдашних чувствах к Лили ещё что-то, кроме дружбы?

Да, уже тогда в нём зарождались романтические чувства к ней. Он смотрел на неё «с жадностью», «завороженно». Он хотел не просто дружить. Он хотел, чтобы они всегда были вместе. Поэтому советовал ей поступать на Слизерин, поэтому застонал, когда её распределили на Гриффиндор. Он хотел, чтобы она была с ним – там же, где он. Если угодно, хотел её «заполучить» для себя. Это уже не филия. Это формируется другая форма любви – эрос.

Юность: эрос

Когда говорят об эросе, нередко делают акцент на сексуальном влечении. Но на самом деле это не главное. Конечно, Снейп, как и любой мужчина, «хотел» любимую женщину и в интимном смысле слова, но это желание не было на первом месте, и эрос как таковой определяется не этим. От других видов любви его отличают: 1) страстность; 2) частичная объективация; 3) эгоцентричность. Если апостол Павел говорит о любви, что она «не ищет своего» (имея в виду другой вид любви, о котором мы будем говорить дальше), то эрос, несомненно, «любовь, которая ищет своего». Эрос предполагает желание обладать другим «для себя». Чувства другого, если они не касаются непосредственно влюбленного, при этом не так уж и значимы, как и его личность в целом. Именно про эрос говорят «любовь слепа»: влюбленный видит не столько любимого, сколько свою любовь к нему.

И тем не менее, эрос – это любовь. Та самая романтическая любовь, которую веками воспевали поэты. Я бы предпочла отказаться от выражений типа «настоящая любовь» или «ненастоящая любовь»: всё, что реально, настоящее, а эрос вполне реален, хотя и весьма несовершенен.

Любовь Снейпа к Лили в юности, в школьные годы и сразу после них – это эрос. Филии там уже довольно мало: девочка и мальчик созрели, и чувства стали более взрослыми. Именно этим и объясняется то, что Снейп не понимал Лили. Причем не понимал до такой степени, что, по словам Роулинг, думал, что произведет на Лили впечатление, если станет настоящим Пожирателем Смерти. Впечатление он, несомненно, произвел, только совсем не то, какое хотел произвести.

Эгоцентризм Снейпа в тот период отчасти понятен: он тяжело переживал отрочество, не имея ни поддержки со стороны семьи, ни хорошей дружеской компании ровесников, поэтому был зациклен на своих проблемах – он просто не мог их ни с кем разделить.

В этот период чувства Лили для Снейпа действительно не значимы, он сосредоточен только на своих чувствах, в том числе своих чувствах к ней. Он не думает о том, что она может чувствовать к Пожирателям Смерти, будучи маглорожденной. Для него гораздо важнее, что она чувствует к Поттеру. Эрос страстен, и ревность – одно из его типичных проявлений.

Впрочем, другое типичное проявление эроса – ухаживание. Те, кто сомневается в любви Снейпа к Лили, спрашивают: почему он не ухаживал за ней? Ответ очень прост: ухаживает тот, кто считает себя достойным любви. Или, точнее, не считает, что он ещё должен её заслужить. Обычно проще всего начать ухаживать тому, кто привык, что его все любят: родители, друзья, вообще большинство людей вокруг. Надо ли говорить о том, что у Снейпа, как выразилась автор, «всё обстояло в точности наоборот»?

Но значит ли это, что он не надеялся на любовь Лили? Конечно, не значит! Он хотел стать таким, каким, по его мнению, он сможет заслужить её любовь: сильным, уверенным в себе, чего-то добившимся. И надежду стать таким он связывал с присоединением к Пожирателям Смерти.

Опять-таки, он даже не интересовался тем, каким бы его хотела видеть Лили. Он думал, что она полюбит его, когда он станет таким, каким хочет быть. Ирония в том, что она скорее полюбила бы его таким, каким он был раньше. Роулинг в интервью говорила, что Лили могла бы полюбить Снейпа романтически, если бы он не связался с будущими Пожирателями Смерти.

Разбирать отдельно тот факт, что Снейп «вне себя от ярости и унижения» (это прямая цитата из книги) оскорбил Лили, назвав её «грязнокровкой», я не вижу смысла. Это вполне укладывается в свойственную эросу страстность, как и то, что после этого он пришел просить прощения. Для влюбленного романтически нет ничего хуже, чем быть униженным на глазах любимой, да ещё и соперником. А со Снейпом у Озера именно это и произошло. Вот о чем забывают все те, кто ставит ему в вину это оскорбление. На самом деле, проблема здесь не в том, что он в этом состоянии сорвался на ней – это вполне свойственно романтически влюбленному подростку, у которого в такой ситуации любовь легко может перейти в ненависть. Проблема в том, какое именно слово стало для него самым оскорбительным и что на самом деле стояло за этим словом. Вряд ли Снейп в полной мере осознавал, что именно за ним стоит для Лили, но это лишь подтверждает тот факт, что он её не понимал.

Да, эрос в чистом виде вполне бесперспективен. Это любовь, от которой нет добра ни любящему, ни любимому. Но дело в том, что все в определенном возрасте проходят через такую любовь. Гарри тоже не понимал чувства Чжоу и не придавал им значения, для него были важны лишь его чувства к ней и её чувства к нему. Рон до определенного момента не задумывался о чувствах Гермионы, вынуждал её ревновать, и сам ревновал то к Краму, то к Гарри. Джеймс не понимал отвращения Лили к издевательствам над Снейпом и другими учениками, к его наглому поведению в целом, как Снейп не понимал её отвращения к Пожирателям Смерти и темным искусствам. Да и сама Лили не понимала ни чувств Снейпа с его комплексами и отверженностью, ни чувств Джеймса с его постоянной потребностью во внимании и одобрении. Все через это прошли и пришли совсем к другим чувствам, куда более зрелым. Пришел к ним и Снейп, только при куда более трагических обстоятельствах.

И всё же у эроса есть одно очень важное достоинство: в отличие от других видов любви, он сосредоточен на одном конкретном человеке. Друзей может быть много. Можно стремиться к благу хоть всего человечества, всем в равной мере желая добра. Но романтическая любовь строго избирательна, и так любят только одного или одну. Только в романтической любви человек становится бесконечно важным и ценным, становится особенным.

Зрелость: агапэ

Если назвать определенный момент, когда у Снейпа филия перешла в эрос, невозможно – в поезде мы ещё видим двух друзей, а уже в разговоре о Мальсибере очевиден эрос – то момент, когда у Снейпа эрос перешёл в агапэ, нам точно известен. Это произошло на Холме.

Что же такое «агапэ»? В определенном смысле это любовь, противоположная эросу – та самая любовь, которая «не ищет своего». Любовь, которая целиком и полностью устремлена к благу любимого.

Что привело Снейпа на Холм? Опасность, которая угрожала жизни Лили. Но что ему за дело до её жизни? Она разорвала с ним отношения при весьма унизительных для него обстоятельствах. Она вышла замуж за его врага и обидчика, что ещё больнее. Будь его чувство только эросом, любовь давно превратилась бы в эдакую страстную ненависть, полную обиды и горечи. Снейпу подобные чувства очень даже свойственны – но к Лили у него и близко нет ничего подобного. А это говорит о том, что, подобно тому, как внутри детской дружбы зарождался эрос, внутри эроса зарождалось иное, более совершенное чувство – любовь-агапэ.

Спасение жизни Лили не имело никакой пользы для самого Снейпа, это надо понимать. Оно не имело пользы даже в том случае, если бы погибли её муж и сын – это давало ему шанс «заполучить» её в будущем, но ничего не гарантировало. А рисковал жизнью он здесь и сейчас. Рисковал, обращаясь с просьбой к Волдеморту – неизвестно, как подозрительный Том мог отреагировать на просьбу пощадить «грязнокровку», члена Ордена Феникса, трижды бросавшую ему вызов. И тем более рисковал, когда пришёл на Холм. Он вполне допускал, что Дамблдор может его убить – их разговор начался с просьбы Снейпа не убивать его. Он мог ожидать, что Дамблдор после разговора отправит его в Азкабан – это было более чем вероятно. Если бы даже ему удалось уйти живым и свободным от Дамблдора, Лорд мог узнать о том, что он сделал, и убить его. Вряд ли Снейп рассчитывал, что для него всё обойдется, когда пришёл просить за Лили – тем не менее, он пришёл. Что, кроме любви-агапэ – стремления к её благу, к тому, чтобы она была жива – могло его подвигнуть на это?

Но Снейпу ставят в упрёк, что ему не было дела до гибели её мужа и сына, и заявляют, что это свидетельство отсутствия у него любви к Лили. И не только сторонники идеи «Снейп не любил Лили» его в этом упрекают, но и сам Дамблдор. Правда, он не заявляет, что это свидетельствует об отсутствии любви, напротив, говорит «если она так много для вас значит». Тем не менее, то, что Снейпу наплевать на жизнь Джеймса и Гарри, вызывает у него презрение и возмущение. Дело в том, что Снейпу всё ещё нет дела до чувств Лили. До её жизни – есть. А до неё самой – нет. И хотя сохранение её жизни не принесет ему никакой реальной пользы, в определённом смысле оно нужно ему больше, чем ей. Для него важно, чтобы она была жива, важнее его собственной жизни. Но для неё самой жизнь её близких важнее, чем её собственная. И вот об этом он не думает. А должен подумать, потому что любовь-агапэ заключается не только в том, чтобы желать человеку того, что ты сам считаешь благом для него. Она прежде всего в том, чтобы желать ему того, что он сам для себя считает благом. В том, чтобы придавать значение его чувствам и желаниям.

Уникальность Снейпа как личности и влюбленного в том, что он буквально за пять минут – вряд ли разговор на Холме длился дольше – оказался способен дважды подняться над собой, каким он пришел на Холм. Надо понимать, что на тот момент он в нижней точке морального падения – Пожиратель Смерти, который подставил младенца под удар могущественного злодея, передав пророчество. Но уже сам приход на Холм – это движение вверх, вон из того болота, в которое он сам себя загнал. А на Холме он, во-первых, поднимается до способности взглянуть на благо Лили глазами Лили. И во-вторых, до готовности на любые жертвы ради её блага. Да, с подачи Дамблдора, но не будь он сам на это способен, никакая «подача» не помогла бы. Это уже агапэ в чистом виде – любовь не только бескорыстная, ищущая лишь блага любимого, но и самоотверженная.

Но и это, как оказалось, ещё не предел.

Судьба отняла у Снейпа последнее его «личное благо» в этой ситуации – саму жизнь Лили. И оставила ему лишь возможность делать то, что считала благом она сама – защищать её сына, за которого она отдала жизнь. Да, и этот путь – «если вы любили Лили Эванс, если вы действительно любили её» - ему тоже подсказал Дамблдор. Сам Снейп не хотел жить, раз она умерла. Но согласился жить для того, ради чего она умерла – ради её сына.

Это был трудный путь: он так и не смог полюбить мальчика, он был для него мучительным напоминанием о самом горьком в его жизни. Но важнее то, что опыт самоотверженной любви к Лили научил его самоотверженной любви как таковой. Любовь-агапэ Снейпа сначала была обращена только к Лили, которую он любил романтически. Но впоследствии стремление к благу других людей стало сутью его жизни. Он жил и умер ради того, чтобы спасти мир волшебников от Волдеморта, спасти всех, кого мог.

Именно этим и важна любовь Снейпа к Лили – тем, что она привела его к раскаянию и моральному преображению, сделала самоотверженным человеком и героем.

Последний вопрос: остался ли в любви Снейпа к Лили эрос? Несомненно – это подтверждает эпизод с колдографией на Гриммо, когда он оторвал Лили от её мужа и сына. За это его тоже немало упрекали – мол, так и не смог подняться над своим эгоизмом. Но знаете, я думаю, что это хорошо. Если бы в его любви осталось только стремление к её благу, если он совсем ничего не хотел для себя – это, наверное, было бы очень возвышенно, но совсем не человечно. Снейп ведь тоже человек, а не средство для блага других людей. И то, что он сохранил способность желать Лили «для себя», при всём том, что делал ради неё, скорее признак нормальной и здоровой любящей натуры. Полное самоотречение, полное отсутствие личных желаний и устремлений – это уже не любовь, а растворение в другом. И это плохо для человеческой личности. Поэтому меня лично радует, что со Снейпом этого не случилось.

Людмила Пантелеева

Должна признаться, я знала о греческой классификации любви, но мне не приходило в голову применить её к Северусу. Я больше склоняюсь к тому, что у каждого человека своё понимание любви, с которым он и сравнивает историю Снейпа и Лили Эванс. Тем не менее, параллели с филией, эросом и агапэ очень неплохо складываются.

А как считаете вы?

Возможно, вам будет интересно: