Юные царевич Николай Александрович и принцесса Алиса Гессен-Дармштадская познакомились в 1889 году на свадьбе старшей сестры Алисы и дяди Николая и сразу же почувствовали взаимную симпатию. С тех самых пор Николай решил для себя, что непременно женится на Алисе, когда придет время, и подготавливал к этому родителей. В свою очередь родители были не рады выбору сына, потому что было известно, что Алиса внучка английской королевы Виктории, а значит носительница гена гемофилии и с большой долей вероятности может передать этот ген своему сыну – наследнику трона.
Николай и принцесса приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Во второй приезд Алисы в Россию родители Николая даже запретили ему встретиться с принцессой. В течение многих лет Николай и Алиса переписывались. Когда в 1894 году стало ясно, что отец Николая, император Александр III, безнадежно болен, родители царевича скрепя сердце дали согласие на брак сына с гессенской принцессой. Николай отправился в Кобург, где его ждала Алиса, ее бабушка Виктория и германский император, Николай просил руки Алисы.
Бракосочетание молодых состоялась тогда, когда страна еще пребывала в трауре по ушедшему царю. Многие посчитали свадьбу в атмосфере панихид плохим предзнаменованием. Алиса приняла православие и стала зваться Александрой Федоровной, домашние называли ее Аликс.
15 ноября 1894 года Николай записал в своем дневнике: «Итак я женатый человек! Днем, к счастью, никто не лез мешать нам – спокойно отписывались от телеграмм! После кофе Мама посетила нас – ей понравилась отделка новых комнат. Поехал с Аликс в крепость, помолиться на могиле дорогого незабвенного Папа. Ездил в саду на велосипеде. В 5 ч. Семейство влезло к нам с подарком для моей Аликс и осталось у нас пить чай…
16 ноября 1894 года: «За все утро виделся с милой Аликс только час. В 3 ч. Поехали покататься с Аликс – странно сидеть с ней рядом в коляске в Питере. Пили чай вдвоем у себя. Вечером все пришли сверху к нам – рассматривали свадебные подарки моей жены!»
Семейная жизнь пары была счастливой и беззаботной, одна за другой в семье родились четыре девочки, а потом долгожданный сын. Но спокойствию в семье пришел конец – единственный сын четы все-таки родился больным гемофилией. В ту пору эта болезнь была для человека приговором, ее не умели лечить и каждый день для больного мог стать последним.
Семья пережила много трагедий и невзгод: влияние Распутина и ненависть народа к Александре Федоровне, войну с Японией и Первую мировую войну, а также две революции. Все это привело в конце концов к аресту царской семьи, высылке в Тобольск, затем Екатеринбург – последнее пристанище Романовых. Дом в Екатеринбурге больше походил на тюрьму, был обнесен заборами, всюду вооруженная охрана. Охранники не церемонились с семьей, входили в комнаты императорской четы и их детей, когда им было угодно, лезли своими ложками в тарелки Романовых, когда те ели, позволяли себе толкать Николая и Александру. В середине июля 1918 года семья в полном составе вместе с прислугой была расстреляна большевиками в подвале дома, где они содержались. В 2000 году члены императорской семьи были канонизированы.