Найти тему
Наталия Будур

Памятные (memorial) и траурные (mourning) украшения викторианцев. Антикварные байки

-2

В 19 веке существовал особый вид украшений - памятные, часть из которых при королеве Виктрии стала траурными. Но обо всем по порядку

Широко известны так называемые "глаза любимых" (“lover’s eаyes”) – о них часто пишут в контексте траурных, но это неправильно, вернее, иногда на украшениях изображали глаза ушедших любимых, но таких украшений было не очень много - если не совсем мало.

Глаз - частичка портрета любимого человека. Было принято носить подобные милые безделушки- напоминания, не раскрывающие инкогнито возлюбленного Ввел в моду такие миниатюры английский король Георг IV, будучи еще принцем Уэльским. В 1785 он со своей возлюбленной обменялись миниатюрами Так началась мода на такие глаза-украшения, которая продолжалась весь георгианский и викторианский периоды и охватила многие европейские страны, и Россию в том числе.

-3

-4
-5
-6

К памятным, а затем и траурным, относят и украшения из волос, которые для современного чечовека выглядят совсем необычно.

В отсутствии фотографии (появилась) позлнее оставить воспоминание об уехавшем в дальнее путешествие или умершем, были памятные и траурные украшения, предназначенные для повседневного ношения. Были и миниатюры с портретами любимых, но они стоили баснословных денег и не были доступны широкому кругу викторианцев.

-7
-8
-9
-10
-11
-12

Волосы считались символом связи с человеком, обеспечивали его незримое и постоянное присутствие в мире живых, напоминали о неминуемости смерти, о встрече с любимыми в ином, нездешнем мире. Например, медальон или брошь с прядью волос возлюбленного могли восприниматься их хозяйкой как проводник между миром живых и потусторонним миром, создававшим интимную связь через прикосновение к телу.

-13
-14
-15

Изготовление украшений было достаточно трудоемким процессом. Работа велась за круглым столом, в центре которого было отверстие с прикрепленной к нему специальной формой. Подготовка материала являлась важной частью процесса создания изделия. Сначала волосы кипятили в воде с содой в течение 15 минут, что позволяло обезжирить их и сделать более прочными, затем их сортировали по длине и разделяли на пряди по 20-30 волосков. Для большинства украшений требовались достаточно длинные волосы. Например, для плетения среднего браслета понадобились бы волосы длиной 50-70 см. Когда украшение было готово, его отправляли к ювелирам для изготовления оправы.

-16
-17
-18

В середине 19 века в моду входят так называемые траурные украшения.

Все дело в том, что английская монархиня очень любила своего мужа, принца Альберта, любила страстно и после его смерти была близка к помешательству. До конца своих дней, хотя со смерти принца-консорта прошел уже не один десяток лет, Виктория приказывала каждый день проветривать комнаты покойного мужа, вечером стелить постель, а утром тщательно мыть ночную вазу. Отходя ко сну, королева сжимала в руках ночную сорочку Альберта. До самой смерти королева носила траур, но даже с черным платьем, в соответствием с придворным этикетом, было необходимо носить украшения. Тогда и вошли в моду черные украшения.

-19

Гагат считается истинно английским камнем. Он добывается в Англии и именно там из него изготавливают ювелирные украшения и четки. Самым известным местом производства гагатовых четок было аббатство Уитби, основанное в середине VII века. Камень добывали по соседству с обителью. «Гагат Уитби», очень модный в XVIII веке, в начале следующего столетия был заменен на черный пятнистый халцедон, но в конце того же века его ввела в моду королева Виктория.

Траурные украшения делали еще из ирландского мореного дуба. Для Ирландии такие украшения были местными "сувенирами", а дуб "доставали" из местных же многочисленных болот. Стараясь поддержать местные ремесла, Виктория всегда поддерживала местные ремесла - а потому и сама носила, и всячески рекламировала "дубовые" украшения. В частности, они выставлялись на Всемирной выставке 1851 года в Хрустальном дворце.

Совсем недорогими были украшения из гуттаперчи - сходным с каучуком веществом из сока деревьев (Palaquium gutta), растущих на островах Малайского архипелага. Серьги и броши из нее получались совсем матовыми, но вполне "траурными" и были доступны даже для простых людей.

-20
-21
-22

И еще траурные украшения делались из вулканита - эбонит, вулканизированного каучука с примесью серы (патент 1846 года).

В 19 веке были очень распространены траурные кольца – как с символикой смерти, так и в иуде в виде спиралей с использованием белой эмали при смерти неженатого человека и черной - женатого. Имя, возраст, даты рождения и смерти были написаны на спирали. Кроме того, там помещались изображения похоронных урн, гробов, змей, ветвей плакучей ивы, скорбящих женских фигур, миниатюры оплаканных в окружении маленьких жемчужин.

-23

Не стоит путать с траурными или памятными чугунные украшения, поскольку возникновение моды на них обусловлено событиями наполеоновского "цикла" войн 1813–1814 годов, во время которых многие знатные дамы Германии жертвовали свои драгоценности на возрождение армии. Однако совершенно отказаться от украшений они все же не могли, и в Берлине начали производить ювелирные изделия из чугуна. По изяществу и тонкости работы ожерелья, браслеты, гребни и диадемы не уступали золотым и серебряным украшениям.

Сами чугунные изделия впервые появились в 1804 году на Берлинской Королевском чугунолитейном заводе. Но производили сначала, конечно, не украшения, а вполне себе скамейки-вазы-заборы.

Чугунные украшения не были в полном смысле этого слова траурными, как изобретенные королевой Викторией украшения, - они были, прежде всего, признаком патриотизма.

-24
-25
-26
-27

Поначалу они выпускались только в Берлине, а одним из первых мастеров, начавших производить такие оригинальные изделия, был Johann Conrad Geiss ( 1771-1846 ), идеи которого были позже подхвачены другими ювелирами и распространились на всю Европу - и Россию. В Эрмитаже хранится богатая коллекция таких чугунных шедевров.

Довольно часто возникает вопрос о том, не были ли такие украшения тяжелыми? Нет, не были, потому что это специальным сплав.

Текст - Наталии Будур (с)

Иллюстрации - из свободного доступа в интернете

-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35

#викторианская эпоха #антикварные украшения #история антиквариата #викторианство #чугунные украшения #памятные украшения #траурные украшения #украшения #история украшений #антиквариат