Владимир Луцкер — экспериментатор в классическом смысле, когда хорошо умеют и традиционное. Например, соединяет танку и три хокку. Или — две танки и катрен. В подборке приведены такие гибридные формы, есть и классические сонеты, есть верлибры. Все по 14 строк.
***
Сергею Дерябину
Серебристый плеск ручья в свирели,
Первых яблок дольки в липовом меду,
Белые кувшинки разрослись в пруду, —
Свет играет, чуть рябит поверхность.
Гласные, предлоги и союзы
По листве берёз прошелестели.
В тайниках души взрослеет смелость:
Стих живёт, ещё никем не узнан,
В граммофоне с голосом Карузо,
Между струн на лютне менестреля.
Прихотью восторженной Эвтерпы
Даже неуклюжий детский лепет
Обернётся строчкою сонета —
Аромат губной помады Музы.
***
Слагать сонеты
Японские якобы:
Пятисложные,
Семисложные строки.
Вместе танка, три хокку.
Своеобразно
Красивая речь.
Прячутся в складках шёлка
Зонтика гейша,
Читающая стихи,
И хризантемы.
Эти четырнадцать строк —
Нэцке, гравюра,
Узор кимоно…
***
Блёклое лето.
Дождь забубнил за окном —
Ямбы, хореи?
Песня бокала
Под струйкой вина
Скрасила непогоду.
Аура звуков,
Толика лени
Да вечный голод до книг
Располагают читать —
Пушкин листает Коран:
Африка предков,
Привкус фиников к кофе,
Звонкие строки…
***
Не для листвы и цветов
стылым потоком воды
целую ночь дождь
бьётся о подоконник, —
он просится в дом? —
Перезимовать,
заморозками
насовсем не исчезнуть?
Круговороты миров
капелькам влаги,
что они значат? —
Одну надежду,
единственную радость, —
стать радугою.
***
Ты — моя лютня.
Пальцами струны
перебирая,
я пытаюсь нащупать
твой уникальный голос.
Ладно подогнанные
дощечки, — тело твоё, —
резонируют
удивительным
строем созвучий.
Порой ты, как гейша, надевшая ленту очелья,
аксессуар из культуры, не ведавшей о кимоно,
радости ради тебя увидавших очей ли,
или чтоб глубже почуять палитру гармонии нот!
***
Внучке Тане
Оберегаемые чутьём, наработанным годами вслушивания, наблюдений, раздумий,
проблески крупиц образа будущего стихотворения
цепкая память хранит в подсознании.
Они неожиданно появляются там в виде отдельных слов,
порою возникая в унылой повседневности.
Подобно опытному ювелиру
ты пробуешь составлять из них разные композиции,
шлифуешь и доводишь до блеска фразы
и так продолжается до тех пор,
пока не возникает
восхитительное ощущение,
что оно,
твоё стихотворение,
состоялось!
***
Не дивно ли, когда большой оркестр
За несколько мгновений до концерта,
Свои настраивая инструменты,
Готовится к служенью красоте, —
И вроде бы давно знакомы те,
Грядущие триоли и крещендо;
Но сочетаний их закономерность…
Откуда эта стройность в пестроте? —
Затих; и в бережливой тишине
Волнительность звучаний предвкушая,
Почувствовать: они сейчас сыграют
Не просто так, а о твоей судьбе.
Богаты ею голосов палитра
И ноты партитуры на пюпитре.
***
Вот вроде, чего уже проще:
откажись от навязчивых метров,
перестань интонировать и считать слоги;
без рифм можно рассказать, что
когда туман оседает капельками на ветвях,
Бог весть откуда явившийся солнечный луч
на мгновение их превратит в самоцветы,
предоставив миру возможность
снова вспомнить о ярких красках.
Поди разберись, есть ли здесь она,
эта самая магия стихотворения,
где она прячется,
и почему, — обнаружил случайно, — опять у тебя получились
всё те же четырнадцать строк?!!
#современная поэзия #современные поэты #литература #хокку #танка #формаслов