Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Проект "Все "Искатели"". 1966 год, №1: Станислав Лем, дебют иллюстратора Юрия Макарова и сталинская утопия

Здравствуйте!

Наш проект подошел к важному событию — альманаху «Искатель» исполнилось пять лет. То есть ему исполнилось пять лет на момент выхода номера, обзор которого вы прочитаете ниже - №1 за 1966 год. Пройдя через серию экспериментов «на ходу», альманах постепенно нащупал свое неповторимое «лицо», свою уникальность, отчего каждый номер читаешь с огромным удовольствием. Но перейдем к обзору.

1. Алексей Очкин, «Четырнадцатилетний истребитель». Да простит меня Очкин, но в первую очередь для меня эта яркая (и трагическая) военная история знаменательна тем, что это первый дебют поистине легендарного советского художника-иллюстратора Юрия Макарова в «Искателе». Хотя и повесть (насколько я понимаю, она опубликована отрывочно) тоже хороша.

2. В. Сапарин, «На восьмом километре». Научно-фантастический рассказ, явно вдохновленный «Условным рефлексом» Станислава Лема, да и другими ранними рассказами о Пирксе (когда тот был еще кадетом). На самом деле рассказ очень хороший, не без юмора, и с довольно неожиданной развязкой, а что автор черпал вдохновение из творчества пана Станислава, только делает ему честь — достойный образец.

Стиль Юрия Макарова просто невозможно перепутать с кем-либо. Один из лучших советских иллюстраторов второй половины двадцатого века.
Стиль Юрия Макарова просто невозможно перепутать с кем-либо. Один из лучших советских иллюстраторов второй половины двадцатого века.

3. А. Насибов, «Рифы». Отличная, крепкая, я даже не постесняюсь этого слова — динамичная детективная повесть в лучших традициях советского детектива. В качестве дополнительного антуража в повесть введена «производственная составляющая» о жизни каспийских нефтяников, причем сделано это очень грамотно, без «притягивания за уши» - все на первый взгляд не связанные между собой сюжетные линии автор гармонично увязывает между собой в финале.

4. Станислав Лем, «Правда». А вот и рассказ от самого мэтра. Как всегда, пан Станислав на высоте — почти недосягаемой. Прекрасный образец «твердой» научной фантастики с легким социальным подтекстом. Что характерно, написано с легкой стилизацией под «мистические» произведения конца классиков жанра конца девятнадцатого-начала двадцатого века, когда главный герой рассказывает свою «невероятную, но правдивую историю», обретаясь в тюрьме или психиатрической клинике (у Лема — второе). Одно из первых вразумительных описаний плазменных форм жизни (потом ее лихо разовьет Дэвид Брин в «Прыжке в Солнце»).

"Рифы". Иллюстрация В. Немухина
"Рифы". Иллюстрация В. Немухина

5. Борис Колоколов, «Лесные люди». Довольно нестандартный рассказ для «Искателя», скорее социально-психологический, чем приключенческий. Ничего не имею против подобной прозы, но мне как-то не хватило интриги, или хотя бы объема, для того, чтобы в полной мере проникнуться романтикой образа жизни удэгейцев-охотников, увы.

6. В. Марин, «Колесо». Отличная юмореска, причем на современную реальность с безумной путаницей в законах об авторских правах и патентах накладывается даже с некоторой тревожностью. Надеюсь, она так останется юмореской, и ни у кого не прокатит фокус с фиксацией авторских прав на идею колеса…

"Следующий мир". Иллюстрация Г. Кованова
"Следующий мир". Иллюстрация Г. Кованова

7. Эммануил Зеликович, «Следующий мир». Главы из романа-утопии, изданного в 1930 году. Обрываются они, можно сказать, «на самом интересном месте», поэтому я не поленился покопаться в дебрях тырнета и нашел весь текст целиком (все-таки в пиратских сайтах есть и кое-какая совершенно бескорыстная польза). Да, это, конечно уже не восторженная и идеалистическая «Красная звезда» Богданова, это чистейший пропагандистский продукт, и я понимаю, почему в «Искателе» текст опубликовали таким невнятным куском — в середине шестидесятых трубить на весь мир о неизбежной мировой революции было уже не принято. Но как исторический материал для понимания эпохи — интересно.

8. Евгений Брандис, «Вокруг Жюля Верна». Очень интересный очерк замечательного литературоведа и ведущего мирового авторитета по творчеству Жюля Верна Евгения Брандиса, посвященный нескольким малоизвестным публикациям великого француза, с проведением параллелей с современностью. Настолько интересно, что я даже изменил своему правлу писать только о художественных публикациях альманаха.

Вот и весь номер. Как мне кажется, главное событие — первое появление Юрия Макарова, который надолго будет связан с нашим любимым альманахом, но, конечно, литература, как всегда, на высоте.

Постараюсь не задерживать выход следующего обзора, так что не пропадайте, следите за каналом — будет интересно!

#ссср #фантастика #детективы #приключения #литература #писатели #проект все искатели