Ученые Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) разработали сорбент, очищающий воду от тяжелых металлов и блокирующий их возврат в среду.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Загрязнение водоёмов, подземных вод тяжелыми металлами от промышленных предприятий металлургического и машиностроительного комплексов.
ОСОБЕННОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАЗРАБОТКИ
Разработан не просто сорбент, а материал-блокатор, который отличается усиленным эффектом блокирования катионов тяжелых металлов: на их поверхности есть наноцентры, способные обменивать катионы и анионы кристаллической решетки на растворенные в воде или содержащиеся в грунте загрязнители окружающей среды. И это при наличии эффекта саморегуляции.
Ещё, как объяснила кандидат технических наук, доцент кафедры «Материаловедение и физико-химия материалов» Татьяна Лонзингер:
«После окончания процесса поглощения ионов загрязнителей в саморегулирующейся блокирующей системе начинается процесс образования защитного поверхностного слоя с участием углекислого газа атмосферы, состоящего из карбонатов сложного состава, которые покрывают поверхность материала и превращают систему в экологически безопасный объект, на котором развиваются простейшие формы растительности».
Сырьем для блокаторов стали экологически чистые природные материалы.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ
Ученые построили теоретическую модель, на основании которой синтезировали лабораторные и опытные образцы материалов.
Их испытали на модельных растворах и подотвальных и сточных водах предприятий Уральской горно-металлургической компании (УГМК), а также на грунтах с техногенными загрязнениями.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В пробах УГМК после контакта с материалом-блокатором уже через 7 дней достигнуто снижение концентрации
✔️в 62,5 раза по мышьяку,
✔️в 30 раз – по кадмию,
✔️в 125 – по меди,
✔️в 247 – по железу,
✔️в 590 – по марганцу,
✔️в 7,5 – по никелю,
✔️в 674 – по цинку.
Через две недели в составе водной вытяжки из грунта в присутствии материала-блокатора исчезают мышьяк, кадмий, кобальт, никель, свинец.
Через три месяца контакта с материалом-блокатором на мёртвом грунте появляются простейшие жизненные формы, начинается процесс восстановления разрушенной окружающей среды»,
– добавила Татьяна Лонзингер.
Авторское:
Впереди, конечно, еще много работы с предприятиями по внедрению технологии и ее отработке, но уже сейчас можно сказать, что вот благодаря таким технологиям окружающая среда улучшается, равно как и наше здоровье, и не пресловутым спасением от какого-то потепления живёт настоящий миру науки.
Спасибо нашим учёным, а Вам спасибо, если дочитали статью до конца!