Прибалтийские фильмы - это отдельная история. А уж прибалтийские детективы и вовсе другой мир.
Не было большей радости, чем узнать о том, что в кинотеатре "крутят" новое кино, поставленное на Рижский, Литовской киностудии или на Таллиннфильм. Особенно в семидесятые годы.
Хотя я тут немного лукавлю - была у меня еще одна радость в те годы. это было индийское кино.
Но сейчас не об этом, а о захватывающих детективах, снятых прибалтийскими кинематографистами.
Было в них что-то такое, что отличало их от всего остального советского кино. был в них какой-то свой шарм.
Вот я только включила смотреть фильм великолепного латышского режиссера Алоиза Бренча Шах королеве бриллиантов (1973 год), как с первых кадров стало понятно - дело происходит в Прибалтике.
Хотя история и начинается вполне по-простому, по-домашнему - в обычной квартире обычного дома.
Но то ли в обстановке этой самой квартиры, то ли в одежде действующих лиц есть что-то "не то", что выдает Прибалтику "с головой".
Что касается самого детектива, то он тоже чисто прибалтийский - золото, бриллианты, бронзовые часы и прочие "безделушки", доставшиеся от мужа-миллионера, сбежавшего за границу, к семидесятым годам прошлого века могли быть только там.
Еще были живы те, кто до советских времен держал магазинчики, вел свой собственный бизнес и копил бриллианты.
Вот эти самые бриллианты и не дают людям спокойно жить - таков посыл фильма, что абсолютно соответствовало духу времени.
А в остальном - прекрасный детектив с запутанным преступлением и множеством подозреваемых. Есть адвокат, занимающийся частным расследованием - невиданное дело.
А еще в нем есть главное, что обязательно должно быть в каждом детективе - погоня. Настоящая погоня "Москвича" за "Жигулями". Да еще и вертолет сверху кружил!
Где ж такое могло быть, как не в прибалтийском детективе, конечно!
Впрочем, лично для меня оказалось слишком много действующих лиц в фильме. В какой-то момент я даже потеряла нить, так что когда преступник обнаружился, пришлось немного отмотать назад, чтобы немного восстановить события.
Есть в фильме еще один момент, на который я обратила внимание именно в свете сегодняшних тенденций в мировом кинематографе.
Главная роль в фильме, роль прокурора - женская.
И великолепный Гунар Цилинскис исполняет всего лишь вторую партию.
В советском кино женщины-прокуроры появились гораздо, гораздо позже. А в Прибалтике в начале семидесятых - пожалуйста. И никаких "me too" не надо было для этого.
Отдельное удовольствие в фильме доставило участие Лилиты Озолиня.
Ей в фильме всего лет 25, а выглядит, как мне кажется, и еще моложе.
И чудо, как хороша.
До ее звездного часа Долгой дороги в дюнах еще оставалось семь лет.
Еще одна радость от просмотра фильма - мода семидесятых.
Ну, что касается названия. Забавно, но в нем присутствует один существенный "ляп" - королеве нельзя поставить шах. Шах ставят только королю.
Полагаю, название просто неверно перевели с латышского.
Интересно то, что его никто в свое время не исправил, хотя в семидесятые годы шахматы в СССР были невероятно популярны.
Может, потому, что название на самом деле очень эффектное.
Да, и еще один момент - видеосвязь, по которой прокурор один раз связывалась с подчиненными.
Смысла в этом для сюжета не было никакого. Но смотрелось в семидесятые очень круто.
Неужели в то время уже была видеосвязь?