Найти тему
Арт-альбом

Василий Шукшин: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть...»

Василий Шукшин родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. И весь его творческий путь, достижения, глубоко связаны с любовью к Родине, к родной земле, к людям своего села: «Моё ли это — моя Родина, где я родился и вырос? Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько...».

После войны Василий Шукшин ещё пареньком ушёл из родного села. Многое пришлось испытать и увидеть ему, много исколесить дорог: учился в Бийске в автомобильном техникуме, но его пришлось оставить из-за «непонимания поведения поршней в цилиндрах», работал слесарем на заводе во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, учеником маляра, грузчиком, служил во флоте, экстерном окончил школу в Сростках, был учителем русского языка и литературы, директором вечерней школы... Неожиданно для окружающих всё бросил и уехал в Москву — поступил во ВГИК.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Ещё студентом Василий Шукшин снялся в кино: в 1959 году сыграл роль в фильме М. Хуциева «Два Федора». Это — актёрское начало Шукшина. Потом было много ролей: большевика-подпольщика Андрея Низовцева («Золотой эшелон»), деревенского парня Ивана Лыкова («Простая история»), молодого учителя («Мишка, Серега и я»), председателя колхоза («Когда деревья были большими»), роли в кинокартинах «Какое оно, море?», «Мужской разговор», «Журналист», «Даурия», «У озера», «Освобождение», «Они сражались за Родину»...

Василий Шукшин в фильме 1959 г. «Золотой эшелон» (фото: Яндекс.Картинки)
Василий Шукшин в фильме 1959 г. «Золотой эшелон» (фото: Яндекс.Картинки)

В 1963 году выходит первый сборник рассказов «Сельские жители». Затем при жизни Шукшина появятся книги «Там, вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне», романы «Любавины», и «Я пришёл дать вам волю».

А в 1964 году Василий Макарович Шукшин по собственному сценарию, в основу которого легли его же рассказы, поставил первый полнометражный фильм «Живёт такой парень» и был удостоен приза «Золотой лев св. Марка» на XVI Международном кинофестивале в Венеции. Шукшин-режиссёр поставил также по своим произведениям кинокартины «Ваш сын и брат» (Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых) и «Странные люди». А в двух последних фильмах — «Печки-лавочки» и «Калина красная» (главная премия VII Всесоюзного фестиваля в Баку) — Шукшин сыграл и главные роли.

Как много успел сделать Шукшин! В первые дни после его смерти редакции газет, журналов, комитет по кинематографии получили более 160000 писем и телеграмм. Ежегодно в конце июля, в день рождения Василия Макаровича, в Сростках, на горе Пикет, собираются тысячи людей со всех концов страны, среди них известные писатели, кинорежиссёры, актёры.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Первоначально этот народный праздник назывался «Шукшинские чтения» (впервые официально состоялся в 1976 году). С годами из стихийного мероприятия вырос Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае».

В 2004 году на вершине горы Пикет был установлен памятник Василию Макаровичу (высотой более 8 метров), авторства известного московского скульптора Вячеслава Клыкова. Известно, что над памятником он начал работать ещё в далеком 1974 году, и рассматривали несколько вариантов. Выбрали проект, который одобрила и сестра Шукшина — Наталья Макаровна Зиновьева.

В 2019 году на горе Пикет отметили 90-летие Василия Макаровича Шукшина. Мероприятие посетили более 15000 человек.

Именно в Сростках Шукшину работалось лучше всего, там он (по собственному признанию) написал свои лучшие рассказы.

Сростки, вид сверху (фото: Яндекс.Картинки)
Сростки, вид сверху (фото: Яндекс.Картинки)

Немногим более 10 лет (если принять за условную точку отчёта выход первого сборника) продолжалась творческая деятельность Василия Шукшин, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Актёрские роли, рассказы, повести, романы, кинофильмы... Под непрерывным воздействием действительности складывался художественный метод Шукшина, что позволило ему сделать объектом искусства, казалось бы, незначительные, малоприметные явления. В малом и обычном он видел серьезное и необычное. Реализм Шукшина с его исследованием характеров, с его эстетикой повседневного расширяет и углубляет наше знание жизни.

От «незатейливых» рассказов, повествующих о «случаях из жизни», писатель эволюционировал к синтетическому жанру повести-сказки, сатирическому, гротескному изображению отрицательных явлений действительности.

Василий Шукшин считает, что человеку надо «говорить не сильно подслащенные комплементы, а полную правду, какой бы горькой и жестокой она ни была. Это необходимо хотя бы уж из-за одного уважения к человеку, о котором мы пишем и снимаем фильм. И, может быть, высшая форма уважения в том и заключается, что не надо скрывать от человека, каков он».

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Детство Шукшина было нелёгким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчишки того времени. Отца он не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми — Васей и Наташей. Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца, — доброго, любящего. Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.

Мария Сергеевна Шукшина с маленьким Васей (фото: Яндекс.Картинки)
Мария Сергеевна Шукшина с маленьким Васей (фото: Яндекс.Картинки)

Невозможно, размышляя о творчестве писателя не затронуть биографию, личность самого художника. Именно в них, в книгах, писатель всегда оставлял и оставляет главную правду о себе и жизни.

Первый рассказ «Далёкие зимние вечера» — из первой книги «Сельские жители» — о детстве. Характер героя Ваньки Колокольникова, мальчишки военных лет, принадлежит к несомненным удачам первого сборника. Позднее Шукшин напишет целый цикл рассказов «Из детских лет Ивана Попова», где светло поделится с читателем запомнившимися (а значит, в чём-то важными, определяющими в становлении личности подростка) эпизодами собственной жизни. — *Во время учёбы в школе и в Бийском автомобильном техникуме Василий Шукшин был записан как Василий Попов, т. е. по девичьей фамилии матери.

В цикле «Из детских лет Ивана Попова» Шукшин вспоминает не столько о страданиях и бедах военных лет, сколько о своей слиянности с миром, о том, что можно назвать «праздником детства».

Огромной неповторимой радостью вошли в мир подростка в долгие зимние вечера книги. Такая встреча-потрясение, случившаяся в детстве, обычно на всю жизнь определяет интересы человека. Ценные свидетельства этого оставили многие писатели, но никто, кажется, не сказал так просто и сильно: «Лучшего пока не было».

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Неповторимый мир Шукшина, нравственные ценности его в значительной мере обусловлены военным деревенским детством: «Пусть это не покажется странным, но в жизни моей очень многое определила война. Почему война? Ведь я не воевал. Но в те годы я уже был в таком возрасте, чтобы сознательно многое понять и многое на всю жизнь запомнить». Нельзя забывать об этих обстоятельствах, тем более, что большинство героев писателя — люди того поколения, чьи детские воспоминания связаны с военным временем. Недоучившиеся в школах, они рано познали свои университеты жизни. И Шукшин настойчиво указывает нам на эхо войны в судьбах своих героев.

А ещё они, детские воспоминания, связаны с обликом матери. «Сны матери», «Калина красная», «Материнское сердце», «На кладбище» и другие рассказы Шукшина стоят в одном ряду с «Последним поклоном» В. Астафьева, «Последним сроком» В. Распутина, «Материнским полем» Ч. Айтматова, рассказами Е. Носова, В. Белова и других писателей.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Время потребовало, чтобы русская мать, кроме своих постоянных нелёгких обязанностей, приняла на себя долю мужских тягот, чтобы одна, без воюющего или убитого на войне отца, растила и воспитывала детей, когда и просто прокормить их было нечеловечески трудно.

«Редкого терпения люди! — писал Шукшин. — Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: сколько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле вынести. Не надо. Они не сознают того. Да и сам я начал понимать это много лет спустя. И вот захотелось рассказать о них... И о них и о других людях моей деревни».

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Вообще, в литературе мы сталкиваемся с интересной особенностью: выдающиеся писатели ХХ века добивались признания во всем мире, рассказывая о своём родном крае (М. Шолохов, У. Фолкнер), а век, сокративший расстояние от человека до человека, сблизивший самые отдалённые земли, нашёл высокую общечеловеческую ценность в их героях.

И в то же время, некоторые критики упорно причисляли Шукшина к «деревенщикам», попеременно объявляли его то певцом деревенской патриархальности, то ненавистником города, то заступником стихийных натур, то видели в его рассказах противопоставления душевного здоровья рефлексии, — писатель задумывался не только о «деревне» и о «городе» — о России, о русском национальном характере.

В. М. Шукшин с дочерьми (фото: Яндекс.Картинки)
В. М. Шукшин с дочерьми (фото: Яндекс.Картинки)

Демонстрировать свою внутреннюю работу Шукшин не любил и многим долгое время казалось, что ему всё даётся легко, без черновиков, без пота: сел в сторонку на пенёк во время перерыва на очередных съёмках, достал общую тетрадь и тут же настрочил рассказ. И вполне серьезно толковали не только о стихийности героев Шукшина, но и стихийности, бессознательности его таланта.

Шукшин и сам порой подливал масла в огонь: «Я, честно говоря, не совсем понимаю, что такое стилистика. ...Никто не думает о стилистике, когда снимает фильм, просто хотят, чтоб была — правда». Его спрашивают о принципах работы с актёром, а он: «У меня нет никаких особенных принципов. Был бы хороший, умный человек — я с ним договорюсь, как нам лучше сделать дело».

Уже в самом начале творческого пути, в статье «Как я понимаю рассказ», Василий Шукшин определённо заявил, что «без искренней, тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте» — нет и писателя.

Впоследствии он неоднократно повторял эту мысль («Я старался рассказывать про душу...»), а незадолго до смерти, выступая в дискуссии вокруг «Калины красной», Шукшин так развил её: «Меня больше интересует «история души», и ради её выявления я сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует».

Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!

С уважением, автор канала Наталья

Российская литература
0