Наверняка, в фильмах Тарантино или Гая Ричи замечали как они разделяют экран на несколько частей. И ух, сразу динамика, от экрана не оторваться. Такой приём называется полиэкран.
После этого поста вы поймете как такой трюк влияет на зрителя и как его правильно применять.
Что видит зритель:
Последовательную историю, которая моментально разворачивается в нескольких кадрах.
В полиэкране восприятие новой информации происходит одновременно. Задача в том, чтобы расположить кадры на полиэкране так, чтобы зритель мог правильно считывать режиссерские акценты и в то же время воспринимать все кадры как одну общую историю.
Допустим, у нас на экране четыре кадра. Как сделать так, чтобы они воспринимались как часть одной истории? Прежде всего, нужно простроить траекторию внимания зрителя — куда вы хотите, чтобы он смотрел в начале, а куда потом.
Хитрости, которые заставят смотреть на вашу картинку при полиэкране:
- Средние и крупные планы, где можно разглядеть лицо и эмоции героя.
- Кадры с двумя героями, между которыми происходит или может произойти диалог.
- Динамичное действие (когда стоит задача показать на полиэкране неторопливый монолог героя, в других кадрах не стоит в этот момент показывать динамичное действие).
Что важно создании полиэкрана:
- Схожая композиция кадра. Это значит, что главный объект внимания должен располагаться примерно в одной и той же части кадра (чуть правее или левее от центра). Тогда зритель будет воспринимать их все как единое целое.
- Цельному восприятию также способствует единый тип композиции — открытый или закрытый.
Когда использовать полиэкран:
- Когда в фильме несколько главных героев, у каждого из которых своя повествовательная линия (повествовательная линия — это все сцены с героем). Полиэкран хорошо позволяет передать взгляд на один объект с разных точек зрения в пространстве.
- Показать субъективный взгляд героя (то, что он видит) и объективный взгляд камеры (взгляд зрителя). Полиэкран может передать сразу несколько диалогов или монологов, создавая полифонию голосов.
- Диалог двух героев, смотрящих друг на друга из разных кадров. По сценарию они находятся в одном и том же пространстве, но благодаря разделяющей линии полиэкрана, кажется, что они находятся в разных местах. Это может служить визуальной метафорой того, как герои, на самом деле, далеки друг от друга, даже когда они вместе.
- Показать динамику одновременных событий.
- Показать сны, мечты или воспоминания героя.