Осторожно за рулём мигрант! Почему в такси так много мигрантов или особенности национальной работы!? Часть 1.
В такси может оказаться каждый…
Добрый день, уважаемые читатели моего канала!
Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители! В этой статье я хочу озвучить очень сложную и в то же время злободневную тему: «Трудовые мигранты, почему их так много в такси и почему их так много вообще!?» Для удобства восприятия статья будет разделена на две части, как обычно, подписчики канала смогут отследить и прочитать обе статьи сразу.
Цель этой статьи не обсуждение или вынос на всеобщение обсуждение политической или глобальной ситуации связанной с огромным количеством мигрантов, которые окружают нас постоянно и повсеместно. Цель – озвучить реально существующие проблемы, связанные с огромным количеством мигрантов, в первую очередь в пассажирских перевозках такси.
Данная статья носит исключительно информационный характер и никоим образом не направлена на разжигание национальной ненависти и нарушение принципов равенства.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения… (Ст. 19 Конституции РФ)
Не смотря на знание и понимание принципов, и законов прописанных в Конституции – основном законе РФ, в то же время у большинства наших сограждан и пассажиров, в том числе и у меня, возникает вопрос, почему же так много вокруг мигрантов. Каждый раз, заказывая услугу – автомобиль такси, каждый пассажир хоть раз, но задавался вопросом, что же за водитель в этот раз приедет на заказ…
Для полноты освещения данной проблемы и исторически сложившейся ситуации я хотел бы начать с экскурса в прошлое нашей Родины. Для определенного поколения наших сограждан недавнее историческое прошлое – это СССР. Как же было тогда!?
Для полного восприятия ситуации необходимо рассматривать не только и не столько сферу такси. Но начнём именно с такси. Так вот, в такси в ту эпоху не было никаких мигрантов совсем! Речь идёт не только о московском такси, куда попасть было крайне проблематично и жителям города, а тем более областникам, хотя в большинство других учреждений и предприятий их брали без всяких проблем, а тем более приезжему попасть в такси было просто нереально. Аналогичная ситуация была и в других таксомоторных парках страны.
В эпоху «развитового социализма» происходил процесс индустриализации, который был отмечен небывалым объёмом строительства, освоением новых территорий и масштабным строительством в городах, в первую очередь в Москве. Развивалась промышленное производство, на которое также требовались люди рабочих профессий и специальностей. В результате всего этого, огромное количество людей превратились во внутренних трудовых мигрантов. Их перемещение осуществлялось на территории одной страны, но с пересечением внутренних границ. Трудовая миграция охватила всю страну, люди ехали поднимали целину, строили БАМ – это тоже была трудовая миграция. Но больше всего народа требовалось в столице. В первую очередь жители центральной части России составили основной процент трудовых мигрантов в столице нашей Родины. Безусловно, были среди приезжих и представители Средней Азии и Закавказья, которые на тот момент, являлись гражданами СССР, Однако, если не брать приехавших получать образование, как правило в высшие учебные учреждения и престижные на тот момент МГУ, Бауманское высшее техническое училище, «Плехановку» и т.д., то процент их был высок. Это объяснялось и финансовой ситуацией, и особенностью менталитета, и, в том числе, слабым знанием русского языка. Потому что во всех союзных республиках существовали национальные школы, где обучение велось на родном для учащихся языке, а русский язык изучался параллельно, но качественного изучения языка это давало не всегда. Если рассматривать Среднюю Азию, то лучше всего со знанием языка дело обстояло в Казахской ССР, в Киргизии, хуже в Туркмении, Узбекистане и Таджикистане. Жители Закавказья владели русским языком достаточно уверенно.
В первую очередь и в основном приезжие использовались на низкоквалифицированных работах, например, дворники, подсобные рабочие (разнорабочие) либо на тяжёлых и малопривлекательных рабочих местах – стройки, производство, фабрики и т.д. Но труд там всё же требовал определённой квалификации, навыков и умений, поэтому был организован процесс обучения и повышения квалификации. Многие приезжали в областной центр или столицу для получения первичного образования. Однако, основной проблемой для всех приезжих был вопрос проживания, который затруднялся ограничением по количеству койко-мест в общежитиях. В принципе, это и стало основным ограничением, позволяющим предприятию или организации привлекать для работы иногородних. Так в обороте появилось понятие «лимит», видоизмененное в последствие в обидное название приезжих «лимитчик». Существовал так же лимит на иногородних студентов в любом учебном заведений, он также ограничивался способностью учебного учреждения разместить приезжих в общежитиях. Всеми этими процессами в советское время управляло государство, определяя потребность и устанавливая лимит. Это, пожалуй, самое основное и главное отличие миграции того периода от нынешнего, когда власть от попыток управлять трудовой миграцией – выдача разрешений на работу, которые выдавались по принципу лимита и определялись хоть какими-то нормами, до нынешнего патента, который не регулируется никак, т.е. по принципу рынок сам всё рассудит…
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что и в советское время существовала трудовая миграция, которая происходила в пределах одной страны, но в пределах разных территориальных образований, при этом полностью регулировалась государством. Основное количество трудовых мигрантов – жители центральных территорий РФ. Процент мигрантов из Средней Азии и Закавказья был крайне невелик. В такси в советское время трудовые мигранты не работали.
Вернемся к нашему времени… Поменялся политический строй, изменилась экономическая модель хозяйствования, развалилась огромная страна, всё остальное осталось неизменно. Неизменно в плане трудовой миграции… В начале 2000-х годов, по мере экономической стабилизации ситуации в Российской Федерации, основной поток трудовых мигрантов был из Украины и Молдовы, потому что языковых преград как таковых не существовало, менталитет бывших граждан единого государства был во многом схож. После известных событий, поток граждан из этих суверенных государств практически стал равен нулю. Всё это время налаживался процесс «замещения» трудовых мигрантов из числа граждан республик Средней Азии – Таджикистана, Узбекистана, в последствие, Кыргыстана.
Почему же граждане этих республик составляют на сегодняшний момент основной поток трудовых мигрантов – вопрос чисто экономический, естественно, с признаком политического. Не желая никого обидеть, но факт остаётся фактом, низкий уровень жизни у себя на родине «толкает» граждан этих государств становиться трудовыми мигрантами, при этом гражданам Кыргыстана не требуется лицензия (разрешение на работу, впрочем, как и гражданам Беларуси и Казахстана). Туркменистан, в силу своей «закрытости» и фактически «железного занавеса» не является источником трудовых мигрантов. Уровень жизни в Казахстане очень близок к нашему, а вот менталитет за последние 30 лет, прошедших со времени «развала» Советского Союза, становится всё более разным, поэтому граждан суверенного Казахстана очень редко встретишь в качестве трудовых мигрантов на территории РФ, разве что, за исключением южных, приграничных с Казахстаном рубежей нашей Родины.
Спасибо, что дочитали до конца! Продолжение следует…