Найти тему
Мама Игоря

«Великий диктатор»/The Great Dictator (1940): переоценённая антивоенная агитка

К сожалению, несмотря на богатый опыт в киноиндустрии, данный фильм Чарли Чаплина подвергся влиянию стандартной «патриотической» практики. А именно, чрезмерное количество идеологизированных смыслов просто погребло под собой мельчайшие ростки адекватности. В результате сценарий оказался пустым и нелепым.

Постер фильма «Великий диктатор» (1940)
Постер фильма «Великий диктатор» (1940)

Распиаренная классика

Если человек учится на специальность, связанную с индустрией кино, или просто интересуется списком великих (в той или иной мере) фильмов, ему непременно укажут на произведение «Великий диктатор» (1940). Ещё бы! Ведь за эту картину Гитлер очень сильно возненавидел знаменитого комика.

Фильм обладает длинным списком преимуществ, присущих документалистике:

  • он показывает историю Первой мировой войны;
  • особенности жизни рядовых солдат;
  • проблемы рядовых граждан;
  • еврейский вопрос;
  • самодурство и циничность диктаторов;
  • продажность ангажированной прессы;
  • бессилие простого народа перед репрессивной машиной;
  • набирающее обороты социальное насилие и т. п.

Но есть нюанс.

Сейчас мы говорим об антивоенной комедии, которая должна смешить людей. Причём о комедии от живого классика того времени, Чарли Чаплина, набившего руку на ранних работах. А ведь юмора, как такого, здесь практически нет!

Диктатор Хинкель играется с земным шаром
Диктатор Хинкель играется с земным шаром

Масса отсылок, намёков и прямых указаний. Невероятное количество реальных фактов, пропущенных через призму «комедии». Художественное переосмысление реальности. Именно этим является «Великий диктатор».

При этом уровень юмора в фильме очень и очень низкий. Можно сказать, он намного ниже, чем в самых первых работах Чаплина. И это совершенно никак нельзя оправдать антивоенной направленностью и драматизмом: потому что и такие работы в карьере актёра были. Например, фильм «Малыш» 1921 года.

Парикмахер вернулся из больницы домой
Парикмахер вернулся из больницы домой

Сюжетные линии еврейского парикмахера и диктатора Хинкеля идут параллельно, они практически не пересекаются. Актёрская игра в юмористических сценках не очень выразительная, да и сами шутки – посредственные: прямо чувствуется, что в сценарии и на съёмочной площадке постоянно думали о событиях, по которым решили снять фильм.

В итоге получилась довольно скучная, можно даже сказать – пресная работа. От которой получить удовольствие не представляется возможным.

Яркий финал

Вся суть двухчасового фильма сводится, если вдуматься, к трёхминутному выступлению парикмахера, по случайности принятого за Хинкеля. Посыл не столько антивоенный, сколько призывающий бороться против диктатуры во имя демократии: что проговаривается прямым текстом.

Конечно, фильм выпустили в 1940, то есть, он буквально снимался в момент, когда война уже год как шла. Не говоря уже о репрессиях в самой Германии тридцатых. Но придётся выбрать: хвалить кино за антивоенный посыл или объективно оценивать его в качестве художественного произведения.

Искреннее разочарование

И вот как фильм The Great Dictator (1940) – посредственный. Плохонькая комедия с не самыми умными или смешными шутками. Убогенький сценарий, строящийся на комбинации практически никак не связанных друг с другом скетчей. Разорванная на куски история, скрученная колючей проволокой.

От меня кино получает 5 баллов из 10 на «Кинопоиске». Существуют намного более умные, намного более тонкие антивоенные картины.

Однако посмотреть фильм хотя бы раз настоятельно рекомендую: как-никак, классика. Да и передаёт царившие в тогдашнем западном обществе настроения довольно наглядно как раз из-за не самой выдающейся актёрской игры, а это дорогого стоит.

#великий диктатор #1940 #кино #обзор