Где же собственно случился первый бой легендарных отечественных танков Т-34-76 с немецкими войсками? Ответить на этот вопрос сложно, наверное, даже практически нереально. Это могла быть небольшая и короткая схватка, в полосе обороны одной из советских танковых дивизий, мелкая стычка, где начинали боевой путь наши танки. Но с уверенностью мы можем сказать, что к 22 июня 1941 года в составе танковых частей РККА было 1080 новейших средних танков.
Наиболее “богатым” на Т-34-76 был Киевский Особый военный округ, который в итоге будет преобразован в Юго-Западный фронт, а в его составе насчитывалось 496 машин. Значительно на его фоне проигрывает Прибалтийский ОВ, в составе которого было лишь 50 машин, и все они находились у 5-й танковой дивизии. Подразделение, созданное в июне-июле 1940 года, в городе Алитус на базе 2-й лёгкой танковой бригады к моменту начала Великой Отечественной войны имело богатый танковый парк: 50 танков Т-34, 30 танков Т-28, 170 БТ-7 и 18 Т-26. Судьба уготовила ей бой с частями двух немецких танковых дивизий: 7-й и 20-й, которые воевали в составе 39-го моторизированного корпуса вермахта, под командованием Рудольфа Шмидта. Пожалуй именно тогда случился первый встречный бой с немецкими дивизиями для наших новейших танков.
Что тогда происходило нам в общем-то известно только по немецким трофейным документам. Согласно этим данным, рано утром 22 июня две немецких танковых дивизии смяли позиции 128-й сд, устремив свой танковый клин на два моста через реку Неман. Их обороняли части 9-й дивизии НКВД в составе 63 человек на каждый переправочный пункт, чего было недостаточно. С приказом остановить противника выступила 5-я танковая дивизия под командованием полковника Федора Федоровича Федорова. Однако время было потеряно из-за стремительности немецкого удара, в результате чего лишь небольшая часть сил перешла на западный берег реки Неман, в составе мотострелкового батальона с артиллерией. В последующем по частям вводились танковые подразделения силами двух полков.
Несмотря на участие новейшей техники, против хорошо организованной обороны, и авиационной поддержки, она уже ничего не могла сделать. Даже с учётом артиллерийской поддержки, 5-я танковая дивизия понесла значительные потери: из 268 танков в первый же день войны на поле боя осталось 90 машин, из которых 27 это Т-34-76! Несмотря на это, немцы испытали противотанковый кризис, который был связан со слабостью их 37-мм ПТО, и всё-таки, основную роль сыграла именно артиллерия 7-й танковой дивизии, а как передает историк Исаев, дело завершала 20-я тд, которая ударила нашим частям во фланг. Всего немцы за этот день потеряли 30 танков в боях с 5-й тд, и от 125 до 130 единиц возвратно и безвозвратно в совокупности, и практически все эти потери приходятся на 7-ю тд.
Тем самым несмотря на применение новейшей техники, слабость отдельных видов немецких ПТО, сработала общая организация противника, которая позволила отразить атаку со значительными для нас потерями.