Слушая, как пел в своей «Баньке» незабвенный Высоцкий «И меня два красивых охранника повезли из Сибири в Сибирь», невольно задавался вопросами: как это так? почему? и откуда и куда?
Ответ (надеюсь, что достоверный) нашёл в истории «раскулачивания» в сибирской деревне.
Что же представляли собой сибирские «кулаки» в начале 30-ых годов прошлого века? Основная их масса имела две лошади и одну-две коровы, в среднем на одно «кулацкое» хозяйство приходилось 8,2 гектара земли и огромная куча малолетних детей!
Основными местами крестьянской ссылки в Сибири были северные районы Томской области (это Нарымский край) и Кузбасс. Помимо них на территории нынешней Новосибирской области была Колыванская комендатура с довольно крупными спецпоселениями. Эти спецпоселения, входившие в структуру СибЛАГа, на 60% состояли именно из ссыльных сибирских крестьян, пригнанных с территорий нынешних Новосибирской и Омской областей, а также Алтайского края. Всего в результате депортации 1930-1931гг. в них было размещено более 80 тысяч крестьянских семей общей численностью 363 тысячи человек.
Ссылка происходила в ускоренном режиме, зачастую людей угоняли из своих деревень буквально полуодетыми, без необходимого запаса продуктов. Кое-где доходило до смешного, когда вместе с «кулаками» в ссылку отправляли приехавших к ним гостей. Так сказать, за компанию! В одном из «кулацких обозов» во время пути на спецпоселение умерло около 500 человек детей и стариков, преимущественно, от желудочных заболеваний.
Но самый страшный эпизод «нарымской ссылки» 30-х годов связан с «назинской трагедией». На абсолютно пустынный остров Назино посреди Оби летом 1933 года было высажено без еды и крыши над головой более 6 тысяч ссыльных, подлежащих переброске в отдалённую Александро-Ваховскую комендатуру. На второй день поднялся ветер, а затем ударил мороз, который вскоре сменился дождём. Беззащитные перед капризами природы репрессированные могли только сидеть перед кострами или бродить по острову в поисках коры и мха - о пропитании для них никто не позаботился. Лишь на четвёртые сутки им выдали по нескольку сотен грамм ржаной муки. Получив эти жалкие крохи, люди бежали к реке, где разводили муку в шапках, портянках, пиджаках и штанах, чтобы побыстрее съесть это подобие каши. Счёт смертей стремительно шёл на сотни. Голодные и замёрзшие, они либо засыпали прямо у костров и сгорали заживо, либо умирали от истощения. Вот так вместо нескольких часов люди находились на острове три месяца. От голода и болезней за это время погибло почти 4 тысячи человек. Имели место массовые случаи каннибализма, сотни людей утонули или были застрелены охраной при попытках переплыть Обь и сбежать с «острова смерти».
Те, кто выживал в дороге, с нуля строили себе жильё и раскорчёвывали тайгу под полеводство. Это был так называемый «выброс в тайгу», когда люди оставлялись в труднодоступных местах на произвол судьбы. Разумеется, смертность в первые 3-4 года (особенно, детская) в таких условиях была ужасающей! Самой страшной комендатурой с нечеловеческими условиями и наибольшей смертностью считалась находившаяся на севере Томской области штрафная Александровская - она предназначалась для «особо враждебного кулацкого элемента».
Тяжелейшим испытанием для «раскулаченных» было разделение семей. В то время как мужья, чуть ли не поголовно занимавшиеся отхожим промыслом, а потому автоматически объявлявшиеся «беглыми кулаками», сидели в тюрьмах и лагерях, их жёны с детьми отправлялись в ссылку. Лишь позднее было принято решение о воссоединении семей, и отцы из лагерей направлялись в спецпоселения к своим близким.
Выжившие в результате переселения люди постепенно обживались на новом месте, при комендатурах появлялись медпункты и школы. Работали ссыльные в так называемых неуставных сельхозартелях, которые занимались как сельским хозяйством, так и промыслами и лесозаготовками. Любопытный факт: как правило, результаты производственной деятельности этих сельхозартелей оказывались выше, чем эффективность местных колхозов и совхозов! Сказывалась мотивация: ударная работа для ссыльных была единственным способом выжить и получить послабления, вплоть до восстановления в правах.
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Берия вместо Хрущёва: по какому пути пошла бы страна?
Трудно ли быть священнику единым в двух лицах?
Как мы в деревне косили ... грибы
Деревенские радости, которые мы потеряли: лазание по деревьям
Почему у людей старшего поколения наблюдается схожий почерк
Трудности возрастных солдат в советской армии
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его своим друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!