Найти в Дзене
Таксовед

Цены в такси, что с ними не так или водитель-бизнесмен!? Попробуем разобраться! Часть 1.

Цены в такси, что с ними не так или водитель-бизнесмен!? Попробуем разобраться! Часть 1.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В такси может оказаться каждый…

Добрый день, уважаемые читатели моего канала!

Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители! На этот раз вашему вниманию предлагаю обзорную статью по ценообразованию в такси. Для примера, как обычно, я рассматриваю ЯндексGo и Uber, в Ситимобил принцип похожий, остальные просто ориентируется на них. Для тех, кто не знает - ЯндексGo и Uber в России – это один и тот же агрегатор, который пассажирам предлагает возможность вызвать такси через приложения и ЯндексGo, и Uber, а для водителей это одно и тоже приложение, без возможности отказа работать только в одном из них. Поэтому наличие двух этих игроков на рынке России – это не более, чем маргетинговый ход, который позволяет привлечь иностранных пассажиров, больше привыкших к Uber и наших соотечественников, которые наоборот привыкли больше к Яндекс.

В данной статье я проведу анализ формирования реальной стоимости услуги такси, от чего это зависит, как это происходит и почему из-за этого возникают проблемы.

Готовя материал к публикации, я понял, что даже поверхностный обзор и освещение этих вопросов потребует выпуска в трёх частях. Подписчики канала смогут не пропустить все публикации. Предлагаю их вашему вниманию.

Читая многочисленные комментарии, я невольно сталкиваюсь с категорическими суждениями, как одной половины читателей (пассажиров), что это очень дорого, так и другой половины (водителей), которые искренне убеждены, что это дёшево. Речь, конечно, идёт о стоимости поездки в такси. В этой статье я и попытаюсь разобраться, кто же всё таки прав и что, по моему мнению, ожидает в ближайшее время, рынок такси в России.

Итак, хотелось бы начать с того, что такси – это не просто сфера оказания услуг, но и бизнес, может поэтому многие пассажиры говорят о том, что таксисты – это бизнесмены. Однако, постараюсь не терять логическую последовательность и связь по изложению очевидных фактов. Противоречие бизнес-процессов в данном случае находится на уровне понимания того, что одни хотят получить «дешёвую» услугу (пассажиры), другие наоборот оказать её максимально «дорого». На самом деле, как бы мы с вами не возмущались, в этом ничего удивительного и особенного, а тем более плохого, нет. Любой бизнесмен старается минимизировать затраты и увеличить прибыль! В данный момент я не планирую анализировать ситуацию в других сферах деятельности и на сколько там обосновано ценообразование, подробно возьму лишь сферу такси. Приняв за аксиому, что это бизнес либо для отдельного водителя – собственника авто, либо для «таксопарка», который сдаёт авто в аренду, мы получаем закономерность развития данного бизнеса по всем экономическим жанрам.

Бизнес – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (источник Википедия), думаю, что с этой простой формулировкой несогласных нет.

Следовательно, все остальные экономические законы относятся к сфере такси в полной мере. Единственным существенным отличием является тот факт, что водитель-арендатор становится «наёмным работником» со сдельной формой оплаты труда. Только в данном конкретном случае это не работает практически совсем! Потому что, никаких трудовых отношений с «наёмным работником» никто не заключает, а самое существенное отличие, что, кроме отсутствия трудовых отношений, данный «наёмный работник» всем, что необходимо для получения дохода, обеспечивает себя сам, кроме орудия производства, т.е. авто. В данном конкретном случае, стоимость аренды, с учётом извлечения прибыли, определяет «работодатель», т.е. таксопарк, всё остальное – внешние факторы. Стоимость поездки определяется рынком, т.е. агрегатором, а фактически водителем и реальной ситуацией. Вот здесь и возникает ряд противоречий, потому что стоимость услуги может колебаться в течение короткого промежутка времени. Стоимость поездки может отличаться кардинально по разным причинам и номинальной её стоимости – цене на поездку, и условиях её выполнения, времени выполнения, обстоятельств и месте её окончания. Казалось бы, всё это очень очевидно, но, ведь размещая заказ, пассажир не задумывается об этом, да и наверное не должен задумываться, а вот водитель, принимая заказ, каждый раз оценивает, насколько ему будет выгодна или нет данная поездка. Имея специфику того, что даже видя конечную точку маршрута, но не зная её стоимость, водитель не может оценить для себя выгодна ему эта поездка или нет. Это первый момент, тут же возникает и второй момент. Ведь для большинства людей очевидно, что водитель в большинстве своём не бизнесмен и не имеет возможности, принимая заказ, привлечь для расчета экономической целесообразности квалифицированного экономиста, который может однозначно оценить этот эффект. Поэтому водитель, как и любой бизнесмен, осуществляет деятельность на свой страх и риск. Что в результате этого мы имеем!? А имеем то, что водитель, оценив данную поездку как экономически нецелесообразную, в лучшем случае отменяет заказ, а в большинстве случаев начинает создавать проблему для пассажиров, отказываясь везти его или требуя повышения стоимости. Прав ли в этом случае водитель!? Я рассматриваю только экономическую сторону вопроса, получается 50 на 50. Потому что, ещё раз повторюсь, никаких экономических расчётов ему никто не предоставил, он руководствуется только своим пониманием на сколько ему это выгодно или нет! В результате всего этого и возникают конфликтные ситуации, зачастую абсолютно на ровном месте, потому что заложником данной ситуации становится пассажир, но и водитель не может быть альтруистом и выполнять работу, которая не только не приносит ему прибыли, но и может стать убыточной. У наёмного работника, который имеет трудовые отношения с работодателем, такой ситуации не может быть по определению, на его стороне трудовой кодекс (ТК РФ). Агрегатор же не может и не хочет учитывать данные экономические аспекты, потому что при любой стоимости поездки он получает гарантированную оплату либо от пассажира при безналичной форме оплаты, либо от водителя, списываю свою комиссию со счёта водителя при наличной форме оплаты.

Спасибо за внимание и что дочитали до конца! Продолжение следует…