Осторожно за рулём мигрант! Почему в такси так много мигрантов или особенности национальной работы!? Часть 2.
Добрый день, уважаемые читатели моего канала!
Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители! В этой статье я продолжу озвучить очень сложную и в то же время злободневную тему: «Трудовые мигранты, почему их так много в такси и почему их так много вообще!?» Для удобства восприятия это вторая часть, как обычно, подписчики канала смогут отследить и прочитать обе статьи сразу.
Вернёмся к вопросу о том, кто же сейчас работает в такси и почему!? Ни для кого не секрет, что за 30 прошедших лет водитель такси из разряда привлекательных и престижных профессий перешёл в разряд обслуживающего персонала. Это факт и не вижу смысла этот факт обсуждать, в конце концов, каждый человек творец своей судьбы. По факту, профессия водитель такси в современных реалиях действительно не требует каких-либо специфических знаний и навыков. Достаточно лишь иметь права категории «В», стаж по правам три года и каждый гражданин Российской Федерации может попробовать себя на этом поприще. Что же касается граждан других государств!?
С 01 июня 2017 года, после многолетних дискуссий, был введён запрет для работы по найму водителем гражданам иностранных государств. Однако, как и в большинстве наших правил, были сделаны исключения для граждан государств, где русский язык имеет статус государственного, т.е., не вдаваясь в политические нюансы, граждане Беларуси, Казахстана и Кыргыстана могут работать водителями по найму, естественно, в том числе и водителями такси. Все остальные должны получать российские национальные права и только спустя три года, после их получения, можно будет на общих основаниях работать по найму.
На сегодняшний момент, не используя данные официальной статистики, потому что знаю не понаслышке, какое количество нелегальных перевозчиков трудится на просторах нашей Родины в режиме такси, хочу сказать, что большинство водителей это приезжие.
Для каждого региона будет свой процент приехавших и свой процентов трудовых мигрантов в современном понимании, т.е. иностранных граждан либо жителей Кавказа, которые имеют статус граждан РФ, но фактически ездят на авто с номерными знаками без флага РФ, имеют отличный от нас менталитет и всячески демонстрируют свою «идентичность».
Имея советское воспитание и высшее фактически советское образование я лично с глубоким уважением отношусь к людям любой национальности, но при этом и коренных жителей не считаю «лицами второго сорта».
Так вот, на сегодняшний день большое количество водителей такси составляют граждане Кыргыстана, потому что, повторюсь, они могут работать по найму водителями по своим национальным водительским удостоверениям. При чём, чаще всего это жители южных областей этой соседней республики. Почему я обращаю на это внимание, потому что в основном именно среди этих водителей такси, преобладает большинство тех, кто либо совсем не знает русский язык, либо очень слабо его знает. Не хочу глубоко вдаваться в природу этой закономерности, но хочу лишь отметить факт, что большинство из них не имеет достаточного образования и опыта управления автомобилем. Учитывая разный менталитет, языковый барьер и трудности работы в такси в условиях крупных городов, а именно там, в первую очередь, востребована эта услуга, формируется образ современного водителя такси – необразованный, плохо говорящий по-русски водитель, который по определению не может быть клиентоориентированным. Учитывая реальный уровень дохода в такси, плохое знание города, слабое понимание специфики работы, кроме этого мигранту необходимо нести дополнительные затраты связанные с арендой жилья, даже если он проживает не в комфортных условиях, а также необходимость часть денежных средств отправлять на родину, получается совсем неприглядная картина. В этой ситуации, чтобы заработать и выжить в этих условиях такие водители реально «живут» в автомобиле, делая для пассажира поездку не только неприятной из-за специфического запаха и антисанитарии, но и по-настоящему опасной. Мне встречались водители-киргизы, которые реально управлять транспортным средством начали только работая в такси!
Граждане Узбекистана и Таджикистана составляют гораздо меньший процент водителей, потому что, как я уже писал, им необходимо с 01.06.2017г. иметь российское водительское удостоверение и стаж по правам не менее трёх лет, поэтому в большинстве своём они либо стали гражданами РФ, либо уже достаточно давно находятся на территории РФ и хоть как-то ориентируются в городским условиях, при этом могут иметь личное жильё и не «жить» в машине. Существенной проблемой остаётся языковый барьер, особенности менталитета и всё та же безопасность движения, потому что большинство из них продолжают отправлять деньги на содержание своих семей.
Приезжие из других регионов РФ, так называемые внутренние мигранты, в каждом регионе они существуют, но процент их сильно разнИца, при этом, чаще всего не существует языкового барьера, они ориентируются в городе, где работают. А вот степень их адекватности и клиентоориентированности зависит от региона их постоянного проживания и личных качеств конкретного водителя. Вопросы безопасности тоже сильно разнятся и во многом зависят на чьём автомобиле он работает, на личном или арендованном, а также от поставленных им задач по уровню дохода.
Можно ли решить проблему трудовой миграции, считаю, что это напрямую зависит от конкретно поставленных задач. Обязательно ли водитель такси должен быть «русским» в пятом поколении, считаю, что нет, конечно, не обязательно. Должен ли водитель такси знать русский язык – обязательно, должен ли при этом соответствовать каким-то дополнительным критериям, да безусловно. Только эти критерии на сегодняшний момент, да я думаю так будет всегда, определяет реальная экономическая ситуация, которая определяет условия работы водителя такси по графику 6/1, продолжительностью рабочей смены 14-16 часов непрерывной работы.
Как вы думаете, на таких условиях труда, не имея никаких социальных гарантий, находясь в постоянном напряжении, много ли желающих из числа местных жителей захотят работать!? Я прекрасно понимаю и осознаю, что любой труд – это добровольный выбор каждого человека, но из перечисленного выше, всё это лишь констатация факта, который позволяет получить ответ на вопрос, почему в такси так много мигрантов и почему такси остаётся объектом повышенной опасности.
Вопросы трудовой миграции должны решаться на государственном уровне, потому что в нынешних реалиях большинство работодателей не могут организовать этот процесс цивилизованно, определив потребное количество рабочей силы, предоставив им рабочее место и жильё. При этом данный вопрос вполне успешно решается в этнических общинах, которые берут на себя процесс приёма нового работника-земляка, подбирают ему рабочее место, обеспечивая условия проживания и, при необходимости, оказывая материальную помощь, как в процессе переезда, так и в процессе адаптации. Аналогичные условия предлагают и некоторые работодатели, обеспечивающие релокацию сотрудника и компенсацию затрат, связанных с переездом, только в этом случае речь идёт о высококвалифицированном специалисте. С учётом этих реалий складывается ситуация, когда иностранному трудовому мигранту получается проще переехать в Москву или другой регион РФ, чем коренному жителю России, которого никто и нигде не ждёт, и никто не помогает с трудоустройством и обустройством на новом месте. Учитывая большое количество работодателей-мошенников, которые пользуются юридической неосведомлённостью, а зачастую и безграмотностью будущих работников, очень часто возникают ситуации, когда приезжему работнику не выплачивают заработную плату совсем или в полном объёме. Поэтому только государство с привлечение бизнес-структур могут сделать возможным и привлекательным процесс переезда и трудоустройства работников из других регионов нашей страны, но пока это только на уровне разговоров. Между тем, недавно промелькнула статья, в которой журналист повествует о том, что у этнических общин может существовать или уже существует «чёрная касса» денежные средства из которой идут на поддержку земляков при переезде в Россию…
Берегите себя и помните, что всех нас ждут дома.
Спасибо, что дочитали до конца!
В следующей статье я постараюсь разобраться и дать ответ, почему же люди работают в такси.