Икона Матери Божьей Бердичевской (XVI век) — чудотворная икона Божией Матери, Одигитрия, главная католическая святыня Украины, а также главная святыня Полесья. Находится в главном алтаре костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Бердичеве. Почитается равно как католиками, так и православными.
Икона Матери Божьей Бердичевской имеет давнюю историю, начало которой достигает IV века. До сих пор не известно, кем и где была создана эта икона. По преданию, икона издавна сохранялась в семье Тышкевичей — магнатов и владельцев Бердичева и окружающих земель. Тышкевичи — графский род, герба Лелива, русско-литовского происхождения, один из самых влиятельных и великих литовско-русских родов. Берет свое начало от Каленика, Мышковича герба Лелива, наместника Путиловского и Звенигородского. Фамилия рода произошла от имени Тишки (Тимофея) Калениковича, сына Каленика Мышковичах, живший в первой половине XV века. Но впоследствии под польским влиянием родовая фамилия трансформировалось в Тышкевичи.
Род Тышкевичей в начале был православным, но во времена польского доминирования род ополячился, его представители сначала приняли униатскую веру, а впоследствии — католическую. Собственно, представитель этого рода Ян Тышкевич, католик по вероисповеданию, и подарил эту семейную реликвию костелу Непорочного Зачатия Святой Марии Девы, Святого Иоанна Крестителя, Архистратига Михаила и Святого Иоанна Евангелиста, который был построен в Бердичеве. Торжественная закладка первого камня в фундамент костела состоялась 2 марта 1634, освятил краеугольный камень епископ Киевский Андрей Щолдский. В торжествах приняли участие владелец городка Януш Тышкевич с женой Ядвигой (урожденная Белжецька), их многочисленная семья и окружающие соседи-магнаты. Через восемь лет — 22 июля 1642 новый храм освятили. Первым его настоятелем стал о. Рафал. При строительстве храма использовали часть стен и помещений старого замка, основателем и владельцем которого был еще Василий Тышкевич. Во время торжеств освящения храма Януш Тышкевич составил жертвенный дар для нового костела — он передал семейную икону Пресвятой Девы Марии, издавна известную в семье Тышкевичей своей благодатью.
Икона создана в XVI веке в стиле Одигитрии (икона, где изображена Богородица с Иисусом-младенцем), написанная масляными красками на холсте, закрепленном на кипарисовой доске «высотой в два локтя без двух пальцев, шириной в 1 локоть с одной четвертью», ориентировочно 120 × 75 см, в форме прямоугольника (одна из разновидностей Одигитрии). Это достоверная копия образа Матери Божьей Снежной, называемой «salus populи romani» из базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Богородица изображена фронтально в 3/4 фигуры с Младенцем Иисусом, полна достоинства, привлекательности и доброты. Мадонна правой рукой поддерживает Младенца так, что обе ее ладони перекрещенные. Она держит белый платок в пальцах левой руки, а кармелитские шкаплеры — на среднем и малом пальцах правой ладони. Икона воспроизводит кармелитское понимание в XVIII в. Матери Божьей Шкаплерной. Головы Мадонны и Младенца окружают золотые нимбы — символы святости и вечного счастья. Фон образа в нижней части темный, вверх постепенно просветленный, с контурами ангельских головок, которые выныривают из облаков. Неизвестный автор иконы не совсем точно придерживался оригинала. Он рисовал в стиле западной живописи. Сохраняя типологическую композицию и размеры оригинала (117 × 79 см), он в произвольном трактовке отказался от эллинистической строгости, линейности, золотого фона и греческих букв, рисуя лицо современных живых людей, полных жизни и красоты.
Интересные факты к описанию иконы добавил Лаврентий Похилевич, который видел образ воочию в 80-х годах XIX в. Он отметил, что на иконе проступали церковнославянские буквы, указывает на ее восточное (византийское) происхождения. Похилевич также приводит такой факт: православные верующие по старой памяти приходили к монастырю поклониться Образу.
С момента размещения иконы Матери Божьей в главном алтаре нового кармелитского храма стали случаться при ней новые чудеса: в течение 1643-1648 годов в специальной книге «Liber de exordio istius conventus, progressu et fundatione, inscriptionibus aliquibus et de miraculis ad imaginem bmw berdiczoviensem spectantes» их зафиксировали 77. Самое большое чудо произошло с неизлечимо больным в то время Киевским римско-католическим епископом Станиславом Зарембой, который после чудодейственного оздоровления подписал 23 мая 1647 года акт об официальном признании иконы чудотворной. Известие о действии молитв при иконе распространились по Украине, Польше, всей Европе. Бердичев стал центром христианского паломничества верующих обеих ветвей христианства — православных и католиков.
С началом Украинской национальной революции 1648-1676 годов против Речи Посполитой Бердичевщина оказалась в водовороте её событий: повстанцы захватывали имения, убивали польскую шляхту, опустошали католические храмы. В июне 1648 года отряды под предводительством Максима Кривоноса, соратника гетмана Богдана Хмельницкого, осадили соседний с Бердичевом городок Махновку (в советский период городок назывался Комсомольское), в котором закрылись 500 шляхтичей с семьями и три хоругви польских войск: две — самого Януша Тышкевича, во главе которых стоял ротмистр Стефан Лев, а одна — уездная Киевского воеводства. После затяжных боев украинские повстанцы одержали победу над польскими войсками. А 18 июля 1648 года отряды Максима Кривоноса штурмом берут бердичевскую крепость и почти полностью ее разрушают, разоряют католический храм. Януш Тышкевич покинул свои владения и вместе с польскими войсками отступил на запад.
Покинули Бердичев и монахи, которые унесли с собой икону Божьей Матери и вывезли ее во Львов. В течение следующих десятилетий икона находилась здесь в монастыре сестер кармелиток босых (до 1721 года). Потеря имений и поражения в боях, вероятно, ускорили смерть Януша Тышкевича, который умер в Люблине в 1649 году. Здесь его и похоронили в костеле отцов Кармелитов Босых.
В 1717 году Люблинский трибунал поставил точку в длительной борьбе между Тышкевичами и Завишами с одной стороны, и орденом кармелитов — с другой, о правах на владение бердичевским замком. В этом году издан декрет, которым приказано владельцам Бердичева отдать монахам отобранную собственность и возместить нанесенный ущерб. Монахи возвращаются в Бердичев и начинают восстановление замка, который был разрушен во времена Хмельнитчины: укрепили стены, увеличили количество пушек. В 1721 году они вернули в Бердичев со Львова чудотворный образ Матери Божьей.
Икона Матери Божьей, которая находилась в храме, пользовалась большим уважением среди населения Бердичева и округи. Римско-католическая церковь так же, как и православная, очень осторожна в признании чудес, нетленных мощей, канонизации святых. Поэтому по поручению Рима создали теологическую комиссию, приглашенную епископом киевским и черниговским Самуилом Ожгою. Комиссия провела исследовательскую работу в утверждении правдивости милостей иконы Матери Божьей Бердичевской. В общем итоге, работа комиссии продолжалась 4 года. В результате проведенных епископской комиссией исследований признали истинными милости, в том числе 14 воскрешений из мертвых, 10 исцелений от различных увечий, 19 случаев возвращения зрения, 14 исцелений умирающих, 112 неожиданных излечений от тяжелых болезней, а остальные милостей касалась спасения от различных опасностей (другие милости — это спасения от происков дьявола, злобных сектантских влияний, от огня, паводков, заразных болезней, возвращение похищенного или утерянного имущества). Проверку осуществляли с применением известных в то время научных методов.
По результатам работы комиссии в 1752 году икона Матери Божьей была признана чудотворной. На заседании Сената в Гродно епископ Каетан Солтик обратился от имени Босых кармелитов с просьбой о коронации иконы папскими коронами. После получения согласия Сената польский король Август III и Примас Польши Адам Коморовский обратились с аналогичной просьбой к Святейшему Отцу Бенедикту XIV. Папа не только благословил коронование Христа и Марии на иконе, но и переслал в Бердичев лично им освященные две золотые короны, украшенные драгоценными камнями, и официальный декрет, датированный 28 января 1753 года. Так как на это время храм еще не был готов, акт коронации иконы отложили до завершения строительства.
На коронацию, которая состоялась 16 июля 1756 года, прибыли магнаты Любомирские, Потоцкие, Сангушки, Радзивиллы, Слугоцкие, Хоецкие, Вороничи и сотни других воевод, старост, кастелянов, маршалков т.д. со своим коронным и надворными войсками; прибыли монашеские валки иезуитов, базиликян, доминиканцев, пияр, кармелитов и других; прибыло 72 различных религиозных братства. Сам акт коронации иконы провели за пределами города, на широкой площади, где построили деревянную капеллу с 11 алтарями, которая могла вместить до 20 тысяч человек. В девять часов утра апостольский промотариус зачитал коронационный декрет, и под звуки фанфар Каетан Солтик наложил короны на лоб Божьего Младенца и Марии.
Это событие надолго осталось в памяти современников. Согласно одним источникам, на проведение праздника потратили 83 655 польских злотых, по другим — 114 000. Для процессии паломников разработали специальный маршрут. Аллею от самого костела до коронационной капеллы украсили восемью триумфальными арками барочной архитектуры, украшенными резьбой по дереву, картинами, а также символами и надписями. Торжество не прекращались даже ночью: весь город освещался тысячами факелов и фонарей. Образ внесли в верхний храма и установили в главном алтаре. Всего около 50 тыс. верующих стали свидетелями великого события в истории города и края. В память об этом торжестве кармелиты отчеканили золотые медальоны.
Сведения об иконе сохранились в панегирике, составленном кармелитами в память об украшении ее коронами, подаренными Папой, и в надписи в костеле на латинском языке следующего содержания и расположения слов (в тексте ошибка: год освящения иконы — 1756):
Для
Памяти
Богомольному почитателю ведать следуетъ:
Здђсь предстоитъ икона Пресвятой Дђвы
М. А. Р. I. И.
Черезъ нђсколько вђковъ въ Православномъ домђ Тышкевичей прежде
Прославившая,
Послђ отъ пресвђтлаго Януша Тышкевича, Воеводы земель Кіевскихъ и щедраго
сего же мђста основателя, сему Св. Дому
Принесена.
Всепресвђтлђйшаго Августа ІІІ Короля Польскаго,
И общего Сената Польскаго испрашивавшихъ въ Римђ
Отъ Бенедикта XIV Высочайшего Пастыря Щедрымъ его иждивеніемъ золотими
вђнцами
Одаренная,
Пресветлђйшимъ Каэтаномъ Солтыкомъ Епископомъ Кіевскимъ, служеніемь лђта
Божья 1754 16 Іюля,
Увђнчанная,
Отъ множества Христіанъ неисчислимыя блага здђсь получившихъ
съ глубочайшею вђрою
Прославленная.
Судьба ценных корон, которые возложили на икону, сложилась не очень удачно. В частности, в 1820 году золотые короны папы Бенедикта XIV похитили вместе с другими ценностями, которые хранились при иконе в специальных витринах. К счастью, драгоценности не успели вывезти из Бердичева, благодаря оперативному расследованию их обнаружили и вернули в монастырь. Но в 1831 году короны снова похитили. Вместо них судья Липовецкого уезда Иосиф Здяховський (отдельные источники указывают его имя как Jozef Zdzitowiecki) изготовил новые короны, которые в 1844 году посвятил и наложил отец епископ Михаил Пивницкий. Однако и эти короны вскоре похитили. О драме с Бердичевской чудотворной иконой узнали и в апостольской столице. Святейший Отец Пий IX (годы понтификата — 1846-1878) заказал на собственные средства и направил в Бердичев новые короны с предложением повторного коронования. 6 июня 1854 года, почти на 100-летие первой коронации, епископ Каспар Боровский короновал икону повторно. Короны вместе с драгоценными окладами украшали икону Матери Божьей Бердичевской до гражданской войны в России (1917-1921).
С иконой связана еще одна интересная история: в начале 1768 года польский сейм принял постановление об уравнении в правах православных с католиками. Это вызвало протест со стороны польской шляхты, которая проживала на территории Украины. Под лозунгом защиты веры и благородных прав в городе Бар на Подолье шляхта образовала военно-политическое объединение («Барская конфедерация»), направленное против польского короля Станислава II Августа Понятовского и Российской империи. Походы конфедератов сопровождались пытками и ограблением украинского населения, изгнанием православных священников из приходов, разрушением церквей. В мае 1768 года после поражения под Житомиром и Баром от российских войск около 700 барских конфедератов под руководством Казимира Пулаского (Kazimierz Michal Waclaw Wiktor Pulaski, 1746-1779) отошли в Бердичев. Здесь они сожгли православную Михайловскую церковь. Поводом для этого якобы стало то, что её священники требовали вернуть им образ Матери Божьей Бердичевской, поскольку именно в Михайловской церкви находилась икона до ее передачи кармелитам.
В 1909 году настоятелем прихода Матери Божьей Шкаплерной стал о. Дионисий Бончковский. Он развил бурную деятельность по возвращению монастыря римско-католической общине (на это время сооружения монастыря принадлежали государству). Несмотря на безразличие власти к состоянию монастыря, паломники из Бердичева и округи почитали икону Матери Божьей Бердичевской, которая оставалась в его стенах. 9 января 1913 года Папа римский Пий X в Риме по просьбе отца Антония Грушчинского, следующего настоятеля посткармелитского костела, возрождая традиции древнего монастыря кармелитов босых утвердил полное отпущение грехов паломникам, которые посещали икону Матери Божьей в Бердичеве.
Пройдя через горнило гражданской войны 1917-1921 гг., открытой войны советской власти против Церкви, в 1928 году кармелиты теряют право собственности над иконой — в этом году постановлением Совета Народных Комиссаров Украины «имея в виду исторически-культурное значение бывшего монастыря «босых кармелитов» в г. Бердичеве» территорию бывшего монастыря Босых Кармелитов, ограниченную его стенами, общей площадью три с половиной гектара, объявили государственным историко-культурным заповедником. Заповедник со всеми, что есть на его территории, зданиями и со всем имуществом, имеющим историко-культурное или художественное значение, передали в ведение Народного комиссариата просвещения УССР.
В состав заповедника вошли: «а) верхній костьол з його прибудовами; б) дольний костьол із склепами; в) п‘ять житлових будинків кляштора; г) система зовнішніх та підземних фортеційних споруд; д) торгівельний ряд по Кармелітанський вулиці, що його побудовано на палісаді та прибудовано до зовнішнього фортеційного муру; е) тріюмфальна, в пам‘ять коронації образу (1754 р.) капличка по Садовій вулиці; ж) старовинний цвинтар з каплицею, місце поховань ксьондзів-кармелітів, по Житомирській вул.; з) старовинне кладовище кармелітське по Бистрицькій вул.; и) музей та бібліотека «старого кляштора». Именно в музее хранилась икона Матери Божьей Бердичевской.
Силами бердичевских музейных работников музей старого монастыря и католицизма разместили в пяти комнатах и двух коридорах корпуса монастырских келий. К музейной экспозиции включилиы так называемую «Тышкевичеву» захристию со стенописью на легендарно-исторические темы из жизни монастыря и вход в его подземелья. Среди экспонатов музея находилась и икона Матери Божьей Бердичевской, правда, без оклада и корон, которые еще за несколько лет до того власти конфисковали. Возможностью заниматься иконой перед выставлением её в музее выпросил отец Бронислав Яросинский. Он по-своему её отреставрировал, закрепил кусочки краски и грунтовки в тех местах, откуда воры срывали короны, а также подробно описал композицию, цвета и символы иконы.
В июне 1941 года началась немецко-советская война. За несколько дней до прихода врага, во время передокупационного хаоса и беспомощности, в зданиях монастырского комплекса историко-культурного заповедника возник пожар (по другой информации, в частности, по воспоминаниям работника заповедника художника Степана Дмитриевича Славова, пожар возник 10 июля, на третий день оккупации). Пожар уничтожил центральный купол и боковые башни, было уничтожено много ценных картин (в том числе работы Антонио да Корреджо, Фегальса, Бартоломе Эстебана Мурильо), ковров, мебели, тканей XVIII века. В огне погиб и серебряный орган, второй в Европе по качеству своего исполнения. В пожаре, вероятно, погиб и самый ценный клад — икона Матери Божьей Бердичевской. Но на сегодняшний день существует версия, что икона уцелела и находится на территории Польши в частной коллекции.
С началом Перестройки в конце 80-х годов в Советском Союзе началось возрождение церквей и либерализация власти к вероисповеданию. В Бердичев прибыли монахи Ордена Босых Кармелитов. В воскресный день 22 июля 1990 года в присутствии 6000 верующих, среди которых многочисленные гости из Польши, Литвы, Белоруссии, паломники из Житомира, Полонного, Гвоздавы, и почетных гостей — генерала Ордена Босых кармелитов отца Филиппа Саиндз де Баранди, профессора международного университета в Риме «Терезианум» о. Иесуса Кастеляно, главного постулятора канонизации о. Михала Махеека — впервые после многолетнего перерыва состоялись празднества по случаю годовщины коронации иконы Матери Божьей Бердичевской. Мероприятия состоялись на площади (внутреннем дворе) перед храмом, который на то время еще принадлежал государству. С этого времени возродилась традиция ежегодного паломничества к бердичевскому храму, в котором в свое время находилась икона Матери Божьей Бердичевской. В следствие этого перед обществом встал вопрос восстановления иконы взамен утраченной.
После безрезультатных поисков оригинала образа Матери Божьей Бердичевской на территории Украины и Польши отец-провинциал Ордена Кармелитов Босых провинции Святого Духа осенью 1990 года постановил поручить создать новую икону, предназначенную для культа. Поручение приняла художница-живописец и реставратор Божена Муха-Совинская (Краков, Польша). Ранее она уже изготовляла такого рода копию Матери Божьей Снежной для монастыря в селе Черная (Западная Галиция, Польша), а также с помощью своего отца — художника Евгения Мухи — удачно провела реставрацию милостями известного образа Пресвятой Богородицы в Чернском санктуарии перед коронацией в 1988 году.
Изготовление правдивой копии Матери Божьей Бердичевской было связано с большими трудностями. В частности, среди многочисленного количества репродукций и собранной иконографии не хватало цветного изображения оригинала. Все черно-белые изображения показывали Мать Божью Бердичевскую покрытой вышитым окладом, с короной на голове. Окладом прикрыты и цветовые соотношения и композиция всего образа. Единственным и очень ценным свидетельством стал подробное композиционное описание иконы, выполненное отцом Брониславом Яросинским, хранителем иконы Матери Божьей Бердичевской в 1921-1925 гг. После снятия чудотворного образа из алтаря, отделения оклада и короны, он очистил и закрепил его. Одновременно он сделал подробное описание цветовой композиции иконы.
Новая икона написана в 1991 году на монолитной водостойкой основе из многослойной фанеры размером 143 × 93 см в форме прямоугольника. На основание наклеили полотно иконы. После грунтовки полотна выполнена масляно-смоляной техникой композиция Мадонны типа Одигитрии, называемой Матерью Божьей Снежной. Формалистически-цветная композиция новой иконы отвечала оригиналу. Отличается она от оригинала материальной структурой, размерами и шкалой ценности достопримечательности XVI в. Художница не придерживалась оригинала. Она удачно, в собственной интерпретации, использовала основу образа, украсила его многофигурной композицией ангелов вокруг голов Мадонны и Младенца, увенчала его глазом Божьим в верхней части иконы в треугольнике (символическое изображение Божьего глаза, символ Святой Троицы), двух прямоугольников на четках в правой руке девы Марии, на которых обозначены начальные буквы имен «Иисус Христос» и «Мария» — символы Ордена Босых Кармелитов.
Икону 9 июня 1997 года освятил лично Святейший Отец Иоанн Павел II в костеле Святой Ядвиги, Королевы Польши в Кракове в присутствии архиепископа Марьяна Яворского, митрополита Львовского и делегации бердичевских прихожан, в которую вошли отец Ян Дудек ОСD, директор медучилища Евгений Юрковский, а также Евгения Дмитриева от Сообщества семей и Елена Мельник (они принесли икону Папе Павлу II во время освящения). 19 июля 1998 года ординарий Киево-Житомирской епархии епископ Ян Пурвинский свершил акт коронации иконы Матери Божьей Бердичевской. Это стало уже четвертой коронацией бердичевского образа.
25 декабря 1999 года во время праздничной Литургии по случаю Рождества Христова в костеле Босых Кармелитов состоялась еще одно торжественное событие: городской глава Алексей Хилюк и директор Житомирской дирекции областного отделения Фонда социального страхования Николай Деглис передали храму найденный оклад чудотворной иконы Матери Божьей Бердичевской, которое также считался безнадежно потерянным. Этот оклад разместили рядом с иконой в храме. К сожалению, дальнейшие исследования оклада показали, что он не оригинален, а украшал одну из копий иконы Матери Божьей Бердичевской.
Бердичевскую икону копируют сегодня лучше художники-иконописцы новой Украины. В 2007-2009 годах бердичевскую чудотворную икону очень хорошо нарисовали современные украинские художники: в 2007 году — Андрей Демьянчук, в 2008 году — три мастера сакрального искусства Сергей Булко, Игорь Орищак и Игорь Леськив (совместное произведение всех троих), 2009 — икономаляр из Прикарпатья Василий Стефурак. Все три новые копии близки к Тышкевичевому оригиналу, но в деталях имеют много личностного: в колорите, декоре, трактовке фона, описании корон, благородной утонченности живописи, применении современных вариантов древних стилей — ренессанса, барокко, классицизма.
Сегодня в Бердичеве восстановлена традиция празднования очередной годовщины коронации иконы Матери Божьей Бердичевской, которая происходит в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери (16 июля).
* * *
В нижнем храме (зал Святой Терезы Младенца Иисуса) Всеукраинского Санктуария Матери Божьей Святого Скапулярия действует постоянная выставка, посвященная истории и культу иконы Матери Божьей Бердичевской.
На 37 стендах и в 4 витринах представлены материалы, которые подготовили отцы Павел Ферко и Виктор Рембалович. Это фотографии, фотокопии документов, книги, а также молитвы, медали, статьи, открытки, магниты, вышитые иконы (в стиле украинской вышивки, или изготовленные из бисера), стихи и песни, которые иллюстрируют значение уважаемого католиками мира Образа.
Ниже предлагаем ознакомиться с материалами выставки, рассказывающие об иконе, ее истории и современном культе главной святыни Всеукраинского Санктуария.