Найти тему
Карелобайк

Велопоход Лоухи—Калевала—Кемь, часть 1

Как обычно, всё началось с того, что я очень пристально посмотрел на карту Карелии в поисках интересных идей. Типа — тут мы были, тут тоже были, отсюда не уехать, сюда не попадаем по расписанию поездов... А потом гляжу — есть, есть ещё очень интересный необъезженный маршрут, и поезда там каждый день. Но длинный, могут не все согласиться на девять дней выпасть из реальности, обычно наши походы покороче всё-таки.

Та петля дорог от Лоухи до Кеми манила уже давно, но было как-то страшновато. Почти сплошной грейдер, очень мало населённых пунктов и магазинов, а автономных походов мы побаивались, хотя к осени 2017-го уже и накопили некоторый в них опыт. Но после короткого периода сомнений я открыл сайт с планировщиком маршрутов и взялся за дело. Вскоре вниманию единомышленников-велосипедистов была представлена смелая заявка на будущее лето — велопоход из Лоухи в Кемь через Калевалу. Триста шестьдесят километров самой что ни на есть северной Карелии, с редкими магазинами, с плохой связью, с возможными испытаниями и приключениями. И подготовка стартовала!

Маршрут был единогласно одобрен, компания собралась, а вот уже и июль, и пора трепетать и собираться. Выехали с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга мурманским поездом, и к часу дня 20 июля уже были на месте.

Велосипед и снаряжение

Небольшой технический раздел. На тот момент (июль 2018 года) я ездил на собственноручно собранном велосипеде на базе рамы Jamis Dragon Pro 2011-го модельного года. К сожалению, собрать получилось не совсем то, что хотелось изначально, но в целом байк меня устраивал очень. Породистый хромоль («Рейнольдс-853»), крепкий, но при этом непостижимо мягкий, демпфирующий многие неровности дорог. Тяжеловатая, но работающая вилка. Передача 1×9 (36×11-34), контактные педали. Недостаток, вытекающий из скромного бюджета — то, что такого гоночного красавца пришлось использовать и в пир, и в мир, и в добрые люди: ездил на нём и на работу, и марафоны гонял, и вот до туризма дело дошло.
В велоштанах «Терра» на 80 литров объёма прятались двухместная палатка Freetime Isis, спальник Eurotrail Stamford, ну котёл, горелка, запасная одежда, вот это вот всё, сами понимаете.

Первый день. Лоухи—Сосновый—озеро Алан

Для затравки и хорошего старта на первый день было запланировано около 50 с небольшим км, в основном по асфальту, с ночёвкой на небольшом озере Алан недалеко от дороги. Выйдя из поезда и собирая велосипеды, были остановлены бдительным, разумеется, пограничником на предмет наличия паспортов и цели поездки. Спросили, а какого, собственно, пса — ведь тут не погранзона? «У нас усиление в связи с чемпионатом мира!» — ладно, логика не особо прослеживалась, но и чёрт с ним.

Закупились в сетевых магазинах Лоухи и двинули к намеченной точке. Дорога асфальтовая, неплохая, пит-стоп у магазина в Сосновом, сбор отстающих, и вот мы вскоре уже на повороте к озеру Алан, отмеченному как место стоянки в нашем маршруте (ссылка на трек — ниже).

Асфальт, сам по себе постепенно переходящий в грейдер
Асфальт, сам по себе постепенно переходящий в грейдер

Озеро было неплохим, но ровность выбранной площадки оказалась так себе — да собственно, и площадки как таковой почти не было: небольшая полянка для костра и посиделок, а палатки пришлось ставить, выбирая наиболее ровные участки в кочках и черничнике. Ну да ничего, для первой ночи как раз подойдёт, чтобы проникнуться карельским духом. На том и порешили!

День 1. Трек дня и график высот
День 1. Трек дня и график высот

Дневной пробег — 54 км. Ссылка на трек в Strava.

Второй день. Озеро Алан—Кестеньга—Кокосалми—Софпорог

На второй день было запланировано доехать до посёлка Софпорог. Погода способствовала, хотя поначалу по привычке пыталась немного артачиться, так что в первый магазин в Кестеньге (65.88643, 31.83265) мы заехали под дождиком. Но во второй половине дня солнце заняло положенное место на небе. Магазин, как, собственно, и посёлок, находится в стороне от дороги, это видно на треке ниже.

Сейчас уже забавно вспоминать такой вариант экипировки, а тогда казалось, что огромные велоштаны на 80 л — самое то!
Сейчас уже забавно вспоминать такой вариант экипировки, а тогда казалось, что огромные велоштаны на 80 л — самое то!

Дорога — сплошной грейдер, но ехалось тем не менее весьма легко. Рельеф тоже очень даже терпимым оказался.

Поля иван-чая близ Кокосалми ничуть не хуже лавандовых полей Прованса
Поля иван-чая близ Кокосалми ничуть не хуже лавандовых полей Прованса

К концу ходового дня, как и было задумано, доехали до посёлка Софпорог. Магазины (их два) располагаются прямо у дороги, искать не надо.

Софпорог стоит на берегу огромного Топозера (где-то тут могла бы быть шутка про его вхождение в топ самых крупных озёр), и слева от посёлка, буквально в паре километров, есть очень хорошие места для стоянки на песчано-каменистом пляже. Именно там мы и остановились (65.80074, 31.44915).

Вернее, сначала решили встать в лесу между дорогой и берегом озера, и уже даже расставили палатки. Тем временем двое наших товарищей решили прогуляться до очень симпатичного мыса, обнаружили на нём красивое место и раскинули лагерь там. Пришли нас звать, но нам было уже лень перебазироваться, в итоге ходили весь вечер друг к другу в гости :)

Вид на Топозеро
Вид на Топозеро

Топозеро — четвёртое озеро Карелии по площади водной поверхности, то есть таки входит в топ, да. Красивое, прозрачное, свежее, очень рекомендуем не полениться и когда-нибудь его посетить! Любители рыбалки забрасываются на большие острова и сидят там днями и неделями, мы как раз встретили в магазине такую компанию.

День 2. Трек дня и график высот
День 2. Трек дня и график высот

Дневной пробег — 42,5 км. Ссылка на трек в Strava.

Продолжение в следующем посте.

#велотуризм #велопоход #велопутешествие #карелия #велосипед